Необычный взгляд на место женщины в мире и ее отношение к себе представлен в картинах итальянской художницы Ваниа Эллэтра Там. Она показывает домашний быт как сюрреалистическое шоу, в котором можно найти удовольствие, стоит только включить фантазию. Сегодня предлагаю познакомиться с ее работами поближе.
45-летняя художница Ваниа Эллэтра Там родилась в Милане, где окончила Новую академию изящных искусств. На выработку собственного стиля ушло 13 лет. Она состоялась как дизайнер интерьера, модельер, а потом и как живописец. Сегодня Ваниа живет и работает в Комо и посвящает свои полотна женщине.
Одна из самых популярных серий ее картин – женское тело, разбирающееся на детали. Креативно подойдя к теме, что можно открутить, Ваниа изображает, с какими чувствами ее героини освобождаются от своих же «запчастей».
Если вначале кажется, что художница изображает бездушный манекен, конечности которого безболезненно отсекаются, то более глубокое прочувствование идеи наталкивает на совершенно противоположные мысли.
Белый стих «Искусственный свет» открывает зрителю момент истины:
Если тело безукоризненное, оно искусственно.
Это тело, которое нужно вспомнить, которое нужно измерить.
Тело, которое там, холодно и невыразительно
Без тепла, лишенного волнения.
Я приношу тело для его изучения.
Тело сделано из деталей, я сделана из деталей.
Не имеет значение то, что есть внутри.
Имеет значение только то,
как я использую эти руки, эти ноги, эти руки.
Руки, которые ежедневно
делают техническое обслуживание этого тела.
Руки, которые игнорируют душу.
В отраженном образе меня нет этой души.
Душа не видна в механическом жесте.
У моей души нет оттенков.
Я представляю, могу ли я измерить это тело,
расчленять его и приводить в порядок.
Что это тело,
если не спортплощадка ударов, толчков,
столкновений?
И можно ли защитить сердце этой телесной скорлупой?
Страдать без вреда,
Переносить боль,
А потом совершенно спокойно и безучастно
менять детали и снова идти…
Чтобы использовать руки. Чтобы обнимать…
Другой привлекательный цикл – женщины в быту.
Домашняя утомительная работа в картинах Ваниа Эллэтра Там превращается в детективную историю или музыкальное шоу.
Стремясь вырваться из плена одиночества, ее героини и с гладильной доской могут вступить в тесный контакт.
Обыденный сценарий приготовления пищи становится забавным приключением из жизни женщины.
Ирония и соблазн скользят во всех ее картинах, подчеркивая легкий, всегда изумленный сюрреалистический взгляд. Взять хотя бы пародии на картины классиков.
Свободно владея домашней техникой и пользуясь химическими средствами для наведения чистоты и уюта, женщина представляется настоящим виртуозом: спортсменом или музыкантом.
Кухня, ванна, гостиная, спальня трансформируются в другую реальность, где каждая сцена и деталь приобретают театральный вкус.
Внимание к мелочам и логические связи между предметами, ассоциативные нити, связывающие субъекты и объекты изображения роднят манеру Ваниа Эллэтра Там с иконографической сложностью фламандской живописи.
Основным же героем ее картин является осязаемое одиночество, которое толкает на безумства, создает параллельную реальность, где однажды субъекты изображения, как Алиса в Зазеркалье, становятся анонимными зрителями происходящего.
Это состояние ни печально, ни радостно, одиночество в представлении Ваниа – это личное пространство женщины, распорядок ее жизни, ее ситуация, ее мысли и ее фантазии.