Не так давно разразился скандал, связанный с Бейонсе и ее гастрольным туром Renaissance. Японский художник Хадзимэ Сораяма обвинил исполнительницу в плагиате – его возмутило, что костюмы и сценография тура буквально копируют фрагменты его работ. Ранее он сотрудничал, например, с Weekend, а потому призвал Бейонсе поработать вместе. Пока богиня сцены в размышлениях, мы обратимся к биографии легендарного отца «гиноидов», в которого влюблен мир моды.
Изгибы хромированной стали
Хадзимэ Сораяма – художник-гиперреалист (сам он себя называет суперреалистом), иллюстратор, известный своими чувственными и откровенными, а подчас и весьма скандальными изображениями женщин-роботов. Они очень похожи на живых женщин, правда, с безупречными пропорциями тел, обладают достоверной физиологией, только вместо мягкой бархатной кожи – хромированная сталь. Именно «гиноиды» Сораямы принесли ему и славу, и громкие коллаборации с крупными брендами. Перед футуристическим очарованием этих красавиц не устоял даже Ким Джонс, креативный директор мужской линии одежды и аксессуаров дома Dior.
Начиналось все с рисунков в стиле пин-ап, которые юный Хадзимэ рисовал еще в школьные годы. Вспоминая о тех временах, он утверждает, что видел в женщинах на страницах изданий для взрослых не объекты, а настоящих богинь, сильных, властных, уверенных в себе. Впрочем, его интересовали не только звезды западных мужских журналов. Например, Сораяма глубоко увлекался историей Древней Греции и решил поступить в христианский университет Сикоку Гакуин для изучения английской литературы и древнегреческого языка. Правда, его беспокойная натура взяла верх. На втором курсе он основал школьный журнал Pink Journal. Реакция на этот самиздат была такой, что он забыл о карьерных планах и перевелся в Токийскую художественную школу, где, безусловно, его интересы нашли гораздо больше понимания.
В возрасте двадцати одного года он получил работу в рекламном агентстве, трудился и в качестве внештатного иллюстратора. И спустя десять лет приятель попросил Сораяму нарисовать робота для рекламы. Вообще-то он хотел использовать образ C-3PO из Звездных войн, но возникла проблема с соблюдением авторских прав. И Хадзимэ пришел на помощь. Так появились первые его роботы – еще не те, что сочетают в себе притягательность живой плоти и холод металла. Но первый шаг был уже сделан.
Playboy и динозавры
В восьмидесятые Сораяма уже был хорошо известен как художник жанра пин-ап, изображающий не земных женщин, а роботов-гиноидов в самых откровенных костюмах и позах – эти рисунки регулярно публиковались в журналах Playboy и Penthouse, так восхищавших его в подростковом возрасте. Он рисовал и обычные иллюстрации, но они встречали существенно меньше восторгов.
Впрочем, его «железные девы» многим кажутся не столько привлекательными образами, сколько своеобразной критикой современной японской культуры, теряющей национальную идентичность в погоне за новейшими технологиями. Люди в Японии страдают от одиночества и отчужденности, лишаются способности строить эмоционально близкие отношения, а покорная и безотказная, пусть и таящая в себе опасность любовница-робот – популярный персонаж многих аниме (например, «Чобитс»). Но если эта совершенная женщина, мечта одиноких мужчин, запрограммирована дарить удовольствие «пользователю» — почему так пугает эта странная смесь реального и роботизированного тела?
Пугать, впрочем, Сораяма умеет мастерски – в его багаже есть иллюстрации с изображением кибернетических акул (одна из них стала и первым его NFT-проектом) и хромированных космических динозавров. Зачем нужен шаттл, если можно покорять космос на тираннозавре?
Коллаборации
В отличие от Бейонсе, многие бренды работали с Сораямой вполне официально. Критики пишут, что его смелый дизайн не находит достойного применения в мире моды, однако и сам художник, и руководство, по-видимому, вполне довольны. В 1995 году он сотрудничал с Тьерри Мюглером, большим поклонником футуризма и агрессивной феминности. Его рисунки в качестве принтов использовала, например, Стелла Маккартни в капсульной коллекции, состоящей из простых, лаконичных вещей с легким налетом стиля восьмидесятых.
В 2019 году в студию Сораямы (Маккартни тоже там побывала и осталась под большим впечатлением) нанес визит Ким Джонс – креативный директор мужской линии Dior. Джонс и Сораяма моментально подружились и, веселясь и разыгрывая друг друга, создали совместную коллекцию, посвященную инновационным достижениям Японии в области искусственного интеллекта и робототехники. Они отдали должное увлечению Кристиана Диора Японией – отсюда силуэты кимоно и пояса-оби, вышивка и традиционные цветочные мотивы (кстати, тоже нарисованные Сораямой). В принтах и вышивках стальные женщины и железные динозавры сплетаются с цветущей сакурой.
Для показа Сораяма спроектировал лазерное шоу, центральным элементом которого стала фантастическая женская фигура – идеальная и недоступная. Неоднократно сотрудничал Сораяма с китайским гигантом спортивной одежды Li-Ning. В первую коллекцию вошли футболки с короткими рукавами, скейтборды, баскетбольный мяч и высокоэффективная модель кроссовок для бега Shadow от Li-Ning, выполненная в полностью белой цветовой гамме с металлизированными деталями. Основной мотив принтов – это рука робота, сжимающая факел.
Довелось Сораяме создавать настоящих роботов – к счастью или к сожалению, не таких соблазнительных, как его гиноиды (и не таких устрашающих, как акулы и динозавры!).
Прорывная разработка Сораямы 1999 года — первое поколение роботов “AIBO», собака-компаньон производства Sony. В настоящее время опытный образец находится в постоянных коллекциях Музея современного искусства и Смитсоновского института. Как и в истории с журналами для взрослых, Сораяма вернулся к началу – он принимал участие в разработке дизайна персонажей и для вселенной «Звездных войн» Джорджа Лукаса.
Текст: Софья Егорова.