Многие могут задаться вопросом, что это за ерунда? Но такое правда было. В эпоху Нового времени среди художников стало очень модно писать подобные картины. Во всех сценах повседневной и бытовой жизни человека вместо людей изображали обезьян. Этот странный жанр изобразительного искусства просуществовал целых два столетия и получил название «синжери» от французского слова Singerie, что означает что-то вроде «милолепности». В чём же был смысл этого жанра и исчез ли он со временем?
Откуда пришла идея
В первобытных представлениях, идущих с Востока, божества часто изображались в облике животных. Например, в Древнем Египте бог Баба (или Баби), принимал облик павиана. Он олицетворял собой мужскую силу или либидо. Кроме того, этот бог обладал ещё одной отличительной чертой — у него был лживый, воровской характер. Так этот образ и перекочевал в греко-римское искусство.
Воплощение греха
Позже, когда классическая культура претерпела видоизменение после прихода христианства, это уничижительное значение сохранилось. В эпоху Средневековья эти черты стали особо подчёркиваться, более того, приобрели уникальную изюминку, соответствующую новой вере: обезьяна отождествлялась со своего рода деградировавшим видением человечества. То есть это животное представляло собой карикатуру на человека и воплотило в себе все его пороки: похоть, обжорство, глупость, эгоизм… Грех, одним словом.
Этот жанр стал аллегорическим для изображения сил зла, а также дьявола и его демонов. Такое значение эти сюжеты несут на всех религиозных панно и гравюрах. Ярким примером выступает «Богоматерь с младенцем и обезьяной» Дюрера. Этот живописец стал своего рода мостом между Средневековьем и Ренессансом. Это была новая эпоха, в которой обезьяны продолжали присутствовать в искусстве, но религиозная символика частично осталась позади, приобретя более земные черты и служа символом пяти чувств.
Работы знаменитых художников
В музее Клюни или музее Средневековья в Париже хранится знаменитый комплект из шести гобеленов, носящих общее название «Дама и единорог». Один из них посвящён запахам и изображает обезьяну, крадущую цветок, который нюхает главный герой. В XVI веке обезьяна в живописи претерпела новую трансформацию: она уже не была олицетворением зла и греха, хотя и сохраняла бурлескный, комический смысл, служа экзотическим элементом в картинах, отражавших богатую жизнь аристократии и придворных.
Этот жанр укоренился прежде всего во фламандском искусстве, как это произошло с карикатурным портретом Трони. Именно Питер ван дер Борхт, художник и печатник из Мехелена, представил его как самостоятельный и правильный сюжет через серию своих гравюр, напечатанных в 1575 году. Эти гравюры, вероятно, были вдохновлены картиной Питера Брейгеля Старшего, написанной тринадцатью годами ранее. Она называлась «Две обезьяны» и изображала пару этих животных на подоконнике, прикованных цепью рядом с ореховой скорлупой, из-за которой они лишились свободы в наказание за своё невоздержанное обжорство.
Гравюры Ван дер Борхта получили столь широкое распространение, что побудили других художников, особенно из Антверпена, где эта своеобразная иконография прочно прижилась, присоединиться к тому, что начало становиться тематической модой. Среди знаменитых живописцев последовать ей решили: сын Брейгеля, Себастьян Вранкс, Ян ван Кессель Старший, Франс Франкен Младший… Авторами, наверное, самых знаменитых картин с обезьянами были братья Давид и Авраам Тенирсы. Они привнесли в этот жанр новую деталь: на их полотнах животные изображались в человеческой одежде и играли главную роль в сюжете. Тенирсы проделывали нечто подобное и с кошками. Иногда на их картинах представители семейства кошачьих изображались вместе с приматами.
Эпоха Просвещения
Наступил XVIII век, эпоха Просвещения, в которой концептуальная перспектива несколько изменилась. Просвещение открыло двери организованной академической науке с первой таксономией жизни, сделанной Линнеем, и примитивными попытками эволюционного объяснения, предложенными им же. Обезьяна так и осталась гротескной версией человека и, хотя и сохраняла в картинах определённый морализм, делала это в комическом тоне.
Главными представителями этого жанра в эпоху Просвещения стали француз Жан Берен Старший, который оформлял обычно королевские пиры, Андре-Шарль Булле, краснодеревщик и декоратор и Жан-Симеон Шарден. Конечно, нельзя не упомянуть Гойю, который в 1799 году создал гравюру на эту тему для своей серии «Капричос», которую назвал «Ни больше, ни меньше». Сохранились две её версии: одна в музее Прадо, другая в Национальной библиотеке. На обеих изображена одна и та же сцена: обезьяна с палитрой и кистью в руке рисует осла на холсте, что интерпретируется как морализаторский замысел, возможно, скрывающий какой-то более важный для автора смысл.
Подобно тому, как Дюрер был мостом между средневековым и современным искусством, Гойя представлял своими работами переход от неоклассического искусства к романтическому, типичному для XIX века. Обезьяны продолжали появляться на картинах знаменитых художников.
Любой, кто думал, что в XX веке, когда стала очень популярна теория Дарвина, предполагающая, что у человека и обезьяны общий предок, тема будет исчерпана, глубоко ошибся. Такие известные живописцы, как Фрида Кало, Фрэнсис Бэкон, Джефф Кунс или Игорь Скалецкий работали в жанре синжери. Более того, живописью всё не ограничивалось: декоративное искусство, скульптура, архитектура — везде присутствовали в качестве украшения изображения обезьян. Синжери никуда не исчез.