Часть первая
Для развития игр 90-е годы ХХ века стали «золотым временем». В 80-х годах игры зародились, а 90-е стали расцветом, за эти 10 лет были заложены основы практически всех современных игр, и в те времена было пожалуй намного больше интересных игр, чем сейчас. Хотя возможно это субъективное восприятие и сегодняшние игры выглядят просто вторичным. А тогда в эпоху зарождения…
Серия Commander Keen и Dangerous Dave
Именно эти серии ознаменовали начало пути компании id Software. Первые 3 части Commander Keen выглядят сейчас совсем уже «допотопными». А вот 4 — 6 (все 1991) вполне еще играбельны. Кин —мальчик-космолетчик, воюющий с инопланетными монстрами, проходящий уровень за уровнем. Цели игры разные — от «спасти галактику» в 5-й части, до «спасти няню» в 6-й!
Естественно, сюжет здесь далеко не главное — это классическая аркада, самое интересное в которой— это стрелять, прыгать, бегать и собирать бонусы, ну и искать секреты на уровнях. Между прочим, там есть встроенная мини-игра, по принципу пинг-понга. А еще запоминается здоровенный злобный монстр, которого в принципе невозможно убить, но который тут же палит из своего космического автомата едва услышав вас.
Серия Dangerous Dave в принципе похожа, в 1990 вышла первая часть, особо не запоминающаяся, где-то на уровне продвинутого Lode Runner’а. А вот вторая часть — Dangerous Dave in the Haunted Mansion (1991) — сделала известной серию (одни Бабки Ежки, кидающие ножики чего стоили!), и в 1993 году выходят еще пара подобных частей
The Lost Vikings (1992)
Аркада от великой Blizzard Entertainment (тогда именовавшейся Silicon & Synapse). Главных героя тут три —похищенные инопланетянами викинги, которым нужно найти путь домой по 37 довольно разнообразным уровням.
Гениальная идея игры в наличии у каждого викинга своих уникальных способностей — один высоко прыгает и быстро бегает, второй стреляет из лука и рубит мечом, у третьего есть щит. Игрок должен использовать эти особенности, чтобы решить все головоломки и победить врагов по отдельности и в сочетании. Вышедшая в 1996 году вторая часть была намного хуже. Кстати, Blizzard в 1994 году выпустила еще одну добротную аркаду — BlackThorne.
Серия Lemmings
В 1991 году вышла первая часть, которая просто заворожила. Ее можно назвать логической аркадой: чтобы пройти каждый уровень, нужно за ограниченное время этих зверьков провести к выходу. При этом среди зверушек есть особи со специальными возможностями (землекопы, блокировщики ,взрывающиеся самоубийцы и еще масса других), которыми и нужно воспользоваться
Была масса продолжений вплоть до 3D Lemmings 1995 года. Но, как и с многими другими играми, перевод в 3D оказался плохой идеей. Потому в 2000 вышли Lemmings Revolution, вернувшие поклонников серии к любимому виду.
Создатели еще одного хита Worms явно вдохновлялись Леммингами, просто начав войну междоусобную вместо совместного поиска путb к выходу на уровне.
Civilization (1991) и Civilization II (1996)
Civilization породила мир пошаговых стратегий. Во время выпуска первой части она вполне умещалась на дискете, а то и несколько игр на одной. Пошаговые стратегии расплодились быстро, но многие остались детищами Сида Мейера.
Civilization делала нас творцами истории: мы строили города, выбирали пусть развития, порядок открытия технологий, следили за «счастьем» населения, воевали и дружили с другими цивилизациями. И очень быстро из первобытных людей превращались в строителей космических кораблей. Серия кстати и сейчас продолжает жить и развиваться.
Wolfenstein 3-D (1992)
Эта игра от id Software начала жанр first-person shooter. Он и сейчас является одним из популярнейших жанров.
Действие происходит во время Второй мировой в замке Wolfenstein, в застенки которого американского агента Уильяма Блажковича упрятали фашисты. Игроку, необходимо выбраться из лабиринтов замка, и при этом стрелять в гестаповцев, эсэсовцев, и если повезет – то и в Гитлера! Тогда еще нельзя было прыгать и смотреть вверх/вниз, а вот стрейфиться — можно. Привычный выбор оружия из нескольких доступных, секретные комнаты, аптечки были заложены в Wolfenstein 3-D.
У игры было несколько продолжений — Spear of Destiny, Return to Castle Wolfenstein (в 2001) и Wolfenstein (в 2009). Кроме того движок Wolfenstein 3-D стал основой для Corridor 7 (1994) и Blake Stone (1993).
Gobliiins (1991), Gobliins 2 (1992) и Goblins Quest 3 (1993)
В начале 90х вышла серия из трех частей смешнючего квеста про гоблинов. Количество управляемых гоблинов отражалось количеством буковок і в названии игры.
Здесь также каждый гоблин имел свои способности, а неправильное решение задач сопровождалось смехом и забавными эпизодами.
В 2009 был выпущен Gobliiins 4. А в 1994 вышла похожая по стилю и юмору игра Woodruff and the Schnibble of Azimuth от Coktel Vision.
Dune II (1992) и Dune 2000 (1998)
По аналогии с Civilization, эта игра стала первой в своем классе – первой стратегией в реальном времени (RTS). Основой сюжета послужила известнейшая книга Фрэнка Херберта, кроме того успеху способствовал вышедший в 1984 году одноименный фильм Дэвида Линча.
Именно Dune II заложила основ жанра, развитую позже в Warcraft — добыча ресурсов, строительство базы, битвы в реальном времени. Там были такие чудесные черви, жравшие технику..мечта просто) она осталась вполне играбельной и сейчас, если бы можно было объединять юниты в группы. Похже выходили моды исправлявшие этот недостаток, а в 1998 вышла Dune 2000 – великолепный римейк.
А вот первая Dune выпуска 1992 года была помесью стратегии и квеста, интересная особенно для фанатов Херберта.
Mortal Kombat 1-4 (1992, 1993, 1995, 1997)
Очень мало игр настолько могут похвастаться тем, что по ним сняты не менее зрелищные фильмы. Mortal Kombat — это классика, это настоящий файтинг. Серия родилась и эволюционировала с начала до конца 90х, ее четвертая часть вышла уже трехмерной, но… Именно вторая считается классической.
Даже сейчас любители Mortal Kombat перечислят всех персонажей любимой серии, а пальца воспроизведут комбинацию ударов.
Хотя игра было все же больше для приставок, и в 2000х она продолжала развиваться именно на консолях.
Серия Alone in the Dark
Еще одна игра-первопроходец. Она вышла в 1992 и стала первым хоррор-квестом. Идеально отправляться в это жутенькое путешествие по страшному особняку ночью.
Для того времени в игре была просто великолепная графика и удивительно органичная музыка. Части 2 и 3 продолжили путешествие по инфернальным местам и битвы с нечистью, а в еще 2 части вышли в 2001 и 2008 .
Серия Comanche
Это серия знаменитых вертолетных симуляторов, которые из аркадных переросли в серьезные.
Еще в 1992 году можно было полетать над различными территориями в условиях разной погоды, при этом уничтожались наземные и воздушные цели. Эта же компания представила и серию Delta Force — симулятор солдата. Серия Comanche выходила по 2001 год.
The Legend of Kyrandia (1992, 1993, 1994)
Westwood Studios удалось создать в 90-е великолепные игры в самых разных жанрах. В стратегиях это стали Dune 2 (Dune 2000), серия Command &Conquer, Red Alert. Среди ролевых игр — серии Lands of Lore, Eye of the Beholder и Nox. В квестах — The Legend of Kyrandia и Blade Runner. И даже аркада The Lion King.
Близка по духу серии Kyrandia и другая аналогичная— Simon the Sorcerer (1993, 1995 и 3 части в 2000-х). В обеих присутствуют мир фэнтези, молодой волшебник, море юмора
Doom (1993) и Doom II (1994)
Называть это игрой – значит ничего не сказать, это мир, это культ, это событие. О ней действительно знают даже те, кто не играл и может даже компьютер не видел, но все равно слышали. Она вышла всего через год после Wolfenstein и стала праотцем все шутеров.
В этой версии все еще нельзя было прыгать, но уже появилась сетевая игра! Можно было уже коллективно бегать за адскими монстрами с целью их жестокого убийства.
Понятия из Doom остались в памяти народной навечно (IDDQD, IDKFA и т.п.). к нему вышли множество различного происхождения модов, продолжений и т.д.
Выходил и российский шутер в 1995 году — «Подземелья Кремля». Был он послабее народного любимца, но зто его населяли свои родные монстры (например, Бабки Ежки монстровидные) и местные легендарные предметы («Ковш живой воды добавил 10 лет жизни»).
Doom жил, живет и будет жить. 3й выпустили в 2004, четвертый разрабатывается, вышел фильм по игре (2005), вышла даже версия для iPhone (2009).