Актриса, казалось, получила от Судьбы по максимуму: красота, талант, громкая слава в 19 лет, профессиональная востребованность, страстная любовь, причем взаимная – оба мужа носили Жанну на руках. Но… От одного она ушла сама. Второго – трагически потеряла.
71-летняя звезда советского кинематографа умерла в августе – в забытой Богом деревне с говорящим называнием Глушь забытая режиссерами и сама забывшая о кино.
Из золушки – в принцессы кино
В фильм «Баллада о солдате», сделавший ее знаменитой, Жанна попала в общем-то случайно. Режиссер Григорий Чухрай начинал снимать ленту с совсем другими главными героями – звездами Олегом Стриженовым и Татьяной Конюховой. Но в самый разгар съемок вдруг решил: Алеша Скворцов и Шурочка должны быть значительно моложе и настолько примелькавшимися зрителям. Так вместо Стриженова и Конюховой в картине появились 19-летние студенты Володя Ивашов и Жанна Прохоренко.
Слава, обрушившаяся на них после выхода «Баллады…», имела мировые масштабы: в 1960-е Жанна вместе с Ивашовым первой из советских актрис оказалась в США – на кинофестивале в Сан-Франциско. «лицо в веснушках, щеки – как только что сорванные яблоки, брови не выщипаны. И коса, к которой девушка не позволила притронуться стилистам. Жанна выглядит, как Золушка накануне своего первого бала. Но если ее «сделать», она станет принцессой кино!» — писали о Прохоменко американская пресса.
Что ни партнер, то любовь
На родите Жанна стала «принцессой кино» и без помощи стилистов: на юную актрису обрушились гор писем от влюбленных мужчин. Многие предлагали ей руку и сердце. Но многие и «женили» с партнером по фильму – Володей Ивашовым.
Актриса Светлана Светличная – будущая жена Ивашова – вспоминает, что сильно ревновала жениха к его «Шурочке»:
— Они ведь все время были вместе: постоянно какие-то вечера, фестивали, творческие встречи. В какой-то момент я даже перестала сомневаться, что их экранная любовь перерастет в настоящую. Была уверена, что Жанна Володю у меня уже «увела». И дико обрадовалась, когда узнала, что у нее есть официальный бойфренд – будущий муж Евгений Васильев.
Чуть позже Прохоренко приписывали романы с молодыми Евгением Жариковым и Андреем Мироновым, которые снимались вместе с ней в ленте «А если это любовь?». Но на самом деле юная актриса не замечала ровесников-актеров – роман со взрослым 32-летним оператором Евгением Васильевым захватил ее целиком.
В 20 лет Жанна стала его женой. Спустя год родилась дочь Катя. По воспоминаниям знакомых, муж в буквальном смысле носил молодую жену на руках, семья казалась идеальной… До тех пор, пока, вернувшись однажды со съемок, актриса не объявила Васильеву, что уходит к другому мужчине.
Вопрос ребром
С писателем Артуром Макаровым Жанна познакомилась в гостях у своих ВГИ-Ковских учителей – Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Артур был сыном родной сестры Тамары Федоровны – Людмилы Цивилько. Отца мальчика, немца по происхождению, арестовали в 1937-м, мать отправили в ссылку, где она и пропала, а самому Артуру грузил детдом. Чтобы спасти племянника от этой печальной участи, Герасимов и Макарова официально его усыновили.
Это была классическая любовь с первого взгляда: раз встретившись, Жанна и Артур уже не могли забыть друг друга. К тому же жизни сталкивала их вновь и вновь: актриса снималась в фильмах, сценарии которых писал Артур. Спустя несколько лет тайных встреч Макаров поставил вопрос ребром: либо мы начинаем жить вместе, либо эти отношения надо прекращать. И Жанна решилась.
Семью должен содержать мужчина
Они оба были несвободны: первая жена Макарова не дала ему развод, Евгений Васильев тоже отказался отпускать любимую женщину. «Женя любил ее больше жизни. Потом, когда Жанна ушла, он, конечно, пытался что-то еще построить. Завел другую семью, но там не сложилось… Даже после развода он все равно думал только о своей Жанне, любил ее до последней минуты», — в интервью рассказывала родная сестра Васильева.
Впрочем, невозможность официально расписаться нисколько не смущала ни Артура, ни Жанну. Их гражданскую «семью» приняли и родные, и друзья, и даже официальный кинематограф: после смерти Макарова в кинематографических справочниках его вдовой значилась именно Жанна Прохоренко.
Говорят, волей, резкий и неуступчивый по жизни Артур с женой был совсем другим человеком – нежным, ласковым, заботливым. Когда в начале 1990-х в советском кино наступил кризис и Жанна осталась без работы, Макаров освободил ее от груза финансовых проблем. Под девизом «Семью должен содержать мужчина» он оставил сценарий и с головой ушел в бизнес, где очень неплохо зарабатывал (одна из основных их фирм занималась огранкой алмазов).
Появившиеся свободное время и деньги Прохоренко потратила на осуществление давней мечты – построила бревенчатый домик в деревне под Псковом. Сосновый бор, озеро, сад… Актриса часто наведывалась сюда с мужем и внучкой Марьяной, но приезжала и одна – на недельку-другую, поухаживать за огурчиками-помидорчиками. В один из таких визитов и оборвалось ее семейное счастье.
Об актерстве хотела забыть
Осенью 1995-го ее срочно вызвали в Москву: квартира была ограблена, а Артур Макаров – убит. Его зарезали испанским клинком из собственной коллекции холодного оружия. Поскольку замки на входных дверях были целы, милиция предположила, что убийцей был кто-то из знакомых Артура – иначе бизнесмен не впустил бы преступника в квартиру. Расследование длилось несколько лет, но так и осталось «глухарем».
Ходили слухи, что смерть Макарова связана с дорогостоящим алмазным бизнесом – мол, возникли финансовые разногласия с партнерами. Кроме того, по словам актера Виктора Косых (он известен по роли Даньки в «Неуловимых мстителях»), Артур Макаров являлся владельцем редчайшей почтовой марки стоимостью в $100 тысяч. Марку в квартире не нашли, так что причин для убийства и впрямь было немало.
Жанна ничем не смогла помочь следствию: муж не делился с нею проблемами в бизнесе. После похорон актриса снова уехала в деревню. Уже навсегда. С тех пор Прохоренко замкнулась в себе, никого не пускала ни в дом, ни в душу. Ее навещали лишь дочка Катя и внучки Марьяна и Ксения. Вернуться в кино Жанна тоже не стремилась. Режиссер Евгений Татарский в интервью уверял:
— Мы с Жанной хорошо знакомы, и я могу сказать, что ее иногда приглашают сниматься, но она отказывается. Говорит, что вообще хочет забыть об этой профессии.
Последними ролями легендарной Шурочки из «Баллады о солдате» стали крохотные эпизоды в сериалах «Место под солнцем» и «Смерш».