Скорее всего, вы встречали фото больших кораблей с необычными и огромными шарами на палубе. Однако далеко не все знают, что представляют собой эти шары и с какой целью их устанавливали на водный транспорт. К примеру, «Урал» советского происхождения, начавший свою историю в 1983 году, имел такое оснащение на борту.
И безусловно, эти загадочные конструкции устанавливались не для красоты или каких-либо декоративных функций, а выполняли важные задачи.
1. Предыстория
Для тех, кто жил в СССР и может вспомнить что-то из тех времен, не станет новостью, что отношения между Советским Союзом и США в период 70-80-х гг. прошлого века были очень натянутыми. В то время правительство всегда держало под руками ядерные чемоданчики, а в предстоящую Третью мировую все не только верили, но и на полном серьезе ожидали.
Ситуация была очень нервной, чему поспособствовало наличие большого количества ядерных вооружений. На фоне развития оружия массового поражения возникала необходимость создания новых защитных средств.
Ключевая сложность в сфере безопасности СССР заключалась в том, что страна не обладала таким числом баз в разных точках земного шара для мониторинга пусков ракет. Поэтому по команде военного руководства было принято решение построить высокоэффективный разведывательный корабль «Урал».
Он сошел на воду в 1983 году под маркировкой ССВ-33 «Урал» серии 1941 «Титан». Судно функционировало на базе ядерной установки и использовалось для выявления запуска вражеских баллистических ракет.
В начале 90-х военно-морской разведывательный корабль «Урал» позиционировался как секретное судно. Его корпус и силовая установка на базе ядерного реактора были точно такими же, как у атомных крейсеров «Орлан». При этом электронное оснащение и боевые задачи, для которых создавалась модель, отличались и держались в строгой тайне.
Поскольку «Урал» не предназначался для ведения морских боев, а лишь для разведывательных операций, его бортовое вооружение включало только две скорострельные системы АК-176 76-мм калибра, четыре 30-мм АК-630, четыре ПЗРК «Игла» и четыре спаренные пулеметные системы «Утес-М».
2. Зачем на «Урале» появился большой шар
Если не вдаваться в технические подробности, то «Урал» представлял собой гигантскую радиолокационную станцию на воде. И становится понятно, что под необычным шаром находились средства РЛС. При более детальном обзоре судна можно увидеть, что на нем есть и ряд шариков поменьше, под которыми тоже спрятаны радарные системы.
Так для чего нужны эти шары? Дело в том, что РЛС являются весьма уязвимым комплексом, а перемещение по открытому морю сопровождается повышенной опасностью. Поэтому локаторы нуждаются в защите от соли, воды, сырости, порывов ветра и других агрессивных воздействий. Именно с этой целью на них начали надевать так называемые шары.
Следует отметить, что на территории Тверской области недалеко от деревушки Игнатово можно увидеть такой брошеный шар, который изначально предназначался для определенного радара, но скорее всего сорвался с тросов при доставке по воздуху и оказался на земле.
Есть и другая версия, согласно которой шар доставили сюда специально, чтобы превратить в киноконцертный зал в будущем поселке Министерства обороны СССР.
3. Были ли шары на других кораблях?
Известно, что «Урал» был не единственным кораблем, имевшим такой шар на своей палубе. За Академией наук СССР также числилось исследовательское судно «Космонавт Владимир Комаров». Его использовали не только для исследований, но и для управления полетами космических аппаратов, а также обеспечения коммуникации с космонавтами, которые находились за пределами орбиты Земли.
РЛС под массивным куполом также встречаются на кораблях зарубежных стран, причем как на военно-разведывательных судах для оборонительных целей, так и на гражданских.