Живой легенде украинского рока 25! За четверть века на сцене «Вопли Видоплясова» не раз меняли состав и стиль, но всегда сохраняли прописку в сердцах миллионов своих поклонников. А юбилей группа решила отметить воссоединением «золотого» состава, который в конце 80-х в одночасье покорил советскую молодежь от Таллина до Камчатки.
В конце концов советское руководство поняло, что уже не может закрывать глаза на возникшую «молодежную проблему» и скрепя сердце разрешило создание любительских рок-клубов при домах культуры под патронатом местных комсомольских организаций. Питерский рок-клуб, где блистали «Аквариум», «Кино», «АукцЫон», «Алиса», сразу мощно заявил о Северной Пальмире как столице русского рока. В Москве играли более консервативные, но не менее популярные «Машина времени», «Воскресение», «Браво». Свердловск тоже стал горячей рок-точкой благодаря таким талантливым коллективам, как «Наутилус Помпилиус» и «Агата Кристи». И, наконец, в далекой Уфе, который не каждый советский школьник мог отыскать на карте, яркой звездой вспыхнул социальный рок-бард Юрий Шевчук со своим «ДДТ».
Киев на этом фоне казался глухой провинцией. Нет, здесь тоже создавались группы и также был открыт рок-клуб, но большинство местных музыкантов почему-то отдавало предпочтение примитивным формам глэм- и хард-рока, называя их при этом термином «хэви-металл». Популярностью подобные группы пользовались только у местных, не слишком многочисленных металлистов, поскольку на концертах те могли засветить друг перед другом свою кожу, цепки и заклепки. «металлисты» на сцене, кроме заезженных гитарных рифов, ничем не отличалась от публики в зале. У них не было поэзии и мелодики, как у Гребенщикова, Макаревича или Бутусова, не было и театральности и экспериментов, как у «АукцЫона», «Звуков Му» или Сергея Курехина. Казалось, Киеву и всей Украине уготована роль рок-н-ролльной провинции многонационального Советского Союза. Как вдруг…
Встреча героев
И все-таки пресловутый «тяжелый металл» сыграл свою положительную роль в становлении украинской рок-музыки. Ведь именно благодаря этому самому «раскрученному» в Киеве стилю в середине 80-х на киевской Борщаговке встретились и создали свой первый ансамбль «SOS» студент КПИ Александр Пипа и водопроводчик Юрий Здоренко. Как было принято, их команда, в которую входил еще один музыкант, играла хэви-металл. Но музыкальные интересы Юры и Саши выходили далеко за рамки одного жанра. Они заслушивались и Led Zeppelin, и панк-роком, и новой водной, которая господствовала в тот период на Западе. Пипа помимо всего этого еще увлекался старой советской эстрадой и коллекционировал записи Магомаева, Кристалинской, Обоздинского. Одним словом, они чувствовали, что музыка может быть намного интереснее, чем популярный в киевской рок-тусовке однообразный «металл». В конце концов из-за попыток что-то изменить ребята заругались со своим напарником и стали искать себе нового согруппника.
Однажды к ним в репетиционный подвал, который они, к слову, меняли чуть ли не каждую неделю из-за жалоб жильцов или бдительных вахтеров, постучался молодой человек с баяном. Нужно отметить, что в то время в киевской рок-тусовке баян был, мягко говоря, не самым распространенным инструментом. Да и сам визитер не очень походил на рокера. Ни кожи, ни цепей, ни длинного «хаера». Как потом выяснилось, от его услуг уже отказалось несколько киевских рок-групп. Но все сомнения Здоренко и Пипы исчезли, когда их гость стал за микрофон. Казалось, что в розетке подключили не только колонки и аппаратуру, но и самого визитера. Он начал неистово горланить блюзы и рок-н-роллы собственного сочинения, подыгрывая себе на баяне и выделывая при этом немыслимые коленца гибким телом и двумя свободными конечностями. Человека звали Олег Скрипка. Он родился в далеком Таджикистане, достиг юношеского возраста в Мурманской области России, а, возвратившись на родину предков и получив профессию инженера в киевском «Политехе», понял, что готов посвятить жизнь украинской рок-музыке. Точнее, заново создать последнюю. Пипа и Здоренко единогалсно приняли его в команду. Возникшее трио вскоре рекрутировало в свои ряды барабанщика Сергея Сазно, который незадолго до этого переехал в Киев из выселенного после аварии на ЧАЭС Чернобыля. Так формирование классического состава «Воплей Видоплясова» было завершено. Название Коллективу, кстати, придумал начитанный Александр Пипа, выудив его из не самого популярного произведения Ф.М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели».
Мгновенная слава
Карьеру группы «ВВ» можно с самого ее начала характеризовать как триумфальную. Выступив на нескольких киевских рок-фестивалях, команда сразу завоевала себе звание самой колоритной, самой интересной, самой популярной. Словом, самой-самой. Помню, как описывал мне их выступление товарищ, которому посчастливилось раньше других попасть на концерт «ВВ. Вчерашний металлист долго не мог подобрать слова: «Это…это…О-о-о!» И он поскакал по комнате, высоко подбрасывая ноги и издавая гортанные звуки, явно копируя фронтмена коллектива Олега Скрипку. Еще удивительнее был успех, которого добились «ВВ» на всесоюзном уровне, и прежде всего в Москве и Питере. Традиционно снобистки настроенная по отношению к творческим потугам «братьев-славян», ленивая столичная публика оказалась не готова к атаке новой украинской музыки и легла перед нею на лопатки. Удивительно, что больше всего москвичам, вскормленных на искренних, но бесхитросных балладах русских рок-бардов, нравился явно выраженный национальный колорит музыки «ВВ», ее драйвово-танцевальная направленность и… украинский язык. «В Москве «Вопли» пали на благодатную почву застарелых мечтаний столичной рок-тусовки услышать настоящий рок на украинском языке и протащиться от сочетания горячих ритмов с искроментым местным проносом, — так объяснил «блиц-криг» украинцев популярный московский рок-критик Сергей Гурьев. – Во время их выступлений творилось нечто неописуемое. С долговязым и носатым Пипой, сонно баюкающим басовый гриф, резко контрастировал маленький и верткий Здоренко в черной беретке, из-под которой мерцали печально-веселые еврейские глаза. А меж ними царил грандиозный Скрипка в смокинге и полутораметровом крапчатом галстуке: тигриной походкой шлялся меж микрофонных стоек, артистично теребил меха и издавал грубый зычно-баритонный рев. Его глубокие и низкие обертоны постоянно оттеняли плаксиво-фальцетные завывания Пипы, словно изнеженный денди грустно, но настойчиво подпевал просоленному морскому волку».
Среди тех, немногих моментов, когда мое сердце наполнялось настоящей гордостью за Родину, вместе с первым поясом чемпиона мира по боксу Виталия Кличко, «Золотым мячом» лучшего футболиста Европы Андрея Шевченко я также всегда буду лелеять воспоминание о позднем вечере у телевизора, когда в культовой для всех советских меломанов «Программе А» не менее культовый журналист Артемий Троицкий огласил свою десятку лучших групп одной шестой части суши. Три коллектива из десяти были украинскими: «ВВ», «Коллежский Асессор» и «Раббота Хо». «Окно на Восток» было прорублено. В Москве их ждала популярность, стабильные и приличные, как для перестроечных времен, заработки и постоянные концерты. Но, повинуясь зову своего рок-н-ролльного сердца, «ВВ» выбрали другой вектор. Они отправились в Париж.
Французский период
Во Франции было интересно. Это в развалившемся Советском Союзе все формы искусства, как, впрочем, и науки, оказались на грани исчезновения, профессора и артисты были вынуждены торговать на базарах, чтобы прокормить семьи. А в Париже культурная жизнь била ключом. Ставились сотни спектаклей, проходили авангардные выставки, записывались и выступали сотни музыкальных групп самой разной направленности. В отличие от большинства постсоветских команд, которые на Западе слушали разве что из вежливости и кратковременного интереса ко всему из-за железного занавеса, «ВВ» во Франции сразу признали своими. Они быстро подружились с местными альтернативными рокерами и осели в Париже. Правда, не все. С началом французского периода группа пережила свой первый раскол – Юрий Здоренко и Сергей Сахно не захотели уезжать из Киева, и их место в команде заняли французские музыканты. Олег Скрипка и Александр Пипа, наоборот, вскоре совсем «офранцузились» и даже женились на местных девушках. Помимо выступлений с обновленным составом «ВВ», оба успели поиграть и в других местных группах, а также поучаствовать в постановках любительских театров. Когда денег не было, ребята не гнушались и нетворческой работой. В частности, Пипа подрабатывал красильщиком на заводе мебели. «Как-то приятель предложил мне поработать для начинающего режиссера Люка Бессонна. Я отказался, так как не хотел бросать «ВВ», — вспоминает Пипа. – Но оказалось, что концертов у нас в тот период как раз и не было, поэтому я устроился работать на завод. Красил мебель, окуная ее в большой чан с краской. Спустя какое-то время включаю телевизор, и что же вижу: пресс-конференция Бессонна, и режиссер сидит на стуле, который я красил!» Но как бы хорошо и комфортно в культурном плане Саше с Олегом ни жилось в Париже, все-таки французов из них не получилось. Поэтому после пяти лет добровольной эмиграции оба разошлись со своими женами-француженками и вернулись в Украину.
От стеба до фольклора
В Киеве возникла идея возродить «ВВ» в первоначальном составе. Однако Юра Здоренко, который во время французского периода группы создал с Сергеем Сахно собственный проект «Я.Я.Я.», решил продолжать работать сольно. Отчасти его решение может объяснить этот отрывок из недавнего интервью Александар Пипы: «В первые пять лет мы создали безумную, громкую, быструю группу, которая имела бешеный успех. Мощное коллективное творчество, выступления на одной сцене с таким группами, как Sonic Youth и Pixies, тысячи неформалов на концертах. Сейчас о существовании такой группы мало кто даже подозревает. Потом пять лет во Франции – особый и очень насыщенный период. Следующие пять лет – переформатирование группы из «ВВ» в Олега и группу «ВВ».
В результате место гитариста в группе занял Юрий Рогачевский. А за барабаны вернулся Сергей Сахно, оказавшийся более сговорчивым, нежели Юрий Здоренко. Пипа же утверждает, что остался в коллективе исключительно… из-за денег, параллельно играя при этом в группе «Борщ», которую он создал вместе со Здоренко. Несколько лет назад легендарный басист окончательно ушел из «ВВ», и из «Борща», чтобы играть альтернативную некоммерческую музыку в свое удовольствие. Вакансию басиста «закрыл» Алексей Мельченко.
Олег Скрипка, а вместе с ним и «ВВ» действительно сильно поменялись после Франции и, по мнению большинства поклонников, все-таки в лучшую сторону. Талантливая издевка над украинским суржиком и сельской глубинкой уступила место настоящему увлечению народной культурой и фольклором, который Скрипка стал все больше вплетать в звучание коллектива. На смену старому стебному хиту №1 «Танцi», в котором высмеивалась сельская дискотека в «клюбе», пришла «Весна» — настоящий гимн украинского духа. Сегодня Олег Скрипка – это наш вариант лидера U2 Боно, с той лишь разницей, что власть в Украине не слишком прислушивается к мнению рок-звезд и вообще артистов. Боно засыпает и просыпается с мыслью об Африке и ее страданиях. «Африка» Олега Скрипки – это украинская народная культура. Именно ей он отдает львиную долю своего времени, своих денег и все свое сердце. Ну, и еще рок.
Наиболее значимая на сегодня рок-легенда Украины зарождалась в Киеве во второй половине 80-х годов прошлого века. По духу бунтарства и жажде перемен, бурлящих тогда в молодежной среде Советского Союза, эти времена можно смело сравнить с буйными 60-ми на Западе. Вокруг витал дух свободы, империя ослабила свою хватку, из-за железного занавеса стали проглядывать ростки новой культуры, новой музыки, которые тут же подхватывались тысячами энтузиастов с гитарами и бобинными магнитофонами в арсенале. В российском Питере-Ленинграде возникло мощное рок-движение. Без доступа на официальные теле- и радиоканалы Страны советов ему удалось достичь массовой популярности благодаря самиздатовским альбомам на бобинах и кассетах, которые миллионными тиражами копировались и распространялись молодежью на громадной территории.