Витражи в стиле модерн: Как пишут цветные сказки нового времени

Искусство создания картин, состоящих из соединенных цветных стеклышек, насчитывает уже тысячи лет. Витражи, оживленные солнечным светом, переносят людей в сказочный и прекрасный мир. Возможно, именно поэтому на протяжении многих веков их использовали в декоре церквей. В начале XX века витражи стали ближе к людям, найдя новое воплощение в стиле модерн. Именно к этому периоду относятся шедевры витражного искусства, созданные такими мастерами как Тиффани, Жак Грюбе и Джон Ла Фарж.

Джон Ла Фарж (США), Витраж «Рыбы»
Джон Ла Фарж (США), Витраж «Рыбы»

 

Джон Ла Фарж (США), витражное окно
Джон Ла Фарж (США), витражное окно

 

Считается, что именно американский художник и декоратор Джон Ла Фарж первым изобрел молочное стекло с опаловыми разводами, которое затем позволило создать фирменный витражный стиль Тиффани. Изогнутые линии, новая цветовая гамма и эффект глубины стали особыми чертами витражей в стиле модерн.

Луис Камфорт Тиффани (США), «Образование» (Мемориальный витраж Читтендена), Йельский университет
Луис Камфорт Тиффани (США), «Образование» (Мемориальный витраж Читтендена), Йельский университет
Луис Камфорт Тиффани (США), Витраж особняка Тассель
Луис Камфорт Тиффани (США), Витраж особняка Тассель

Великий мастер и «покоритель стекла» Луис Комфорт Тиффани, кроме новых видов этого материала подарил миру и оригинальный способ соединения цветных кусочков. Вместо тяжеловесных свинцовых переплетов он стал использовать тонкие медные прожилки, спаянные между собой оловом. Это позволило вывести витражи из плоскости в трехмерное пространство и создавать объемные модели. Техника Тиффани до сих пор используется в витражном искусстве.

Луис Камфорт Тиффани и компания Тиффани (США), Витраж из серии «Времена года»
Луис Камфорт Тиффани и компания Тиффани (США), Витраж из серии «Времена года»
Луис Камфорт Тиффани (США), «Магнолия и ирисы»
Луис Камфорт Тиффани (США), «Магнолия и ирисы»

 

Изобретенные на рубеже веков новые виды стекол позволили мастерам создавать витражные картины, сравнимые с настоящей живописью. Известно, что к 1900 году на складах Тиффани находилось до 200 тонн стекла примерно 5 тысяч различных оттенков. Все они были классифицированы и разложены по специальной системе.

Жак Грюбе (Франция), Витраж с розами из дома Корбина
Жак Грюбе (Франция), Витраж с розами из дома Корбина

 

Жак Грюбе (Франция), Витраж «Деревья и птицы»
Жак Грюбе (Франция), Витраж «Деревья и птицы»

 

Жорж де Фёр (Франция), Витраж в деревянной раме
Жорж де Фёр (Франция), Витраж в деревянной раме

 

В начале XX века корпорация Тиффани становится одним из крупнейших производителей цветного стекла в мире. Кроме опалесцентного материала, изобретенного Джоном Ла Фарж, Тиффани активно использовал иризированное стекло – оно получается при добавлении вкраплений металла, а также «складчатые» виды или «драпировки». Для этого необычного материала еще теплую стеклянную пластину подвергают деформации, «сморщивают». Такие стекла лучше всего передают природные материалы – листву или кору деревьев, траву.

Александр Сергеевич Хренов (Россия), Витраж Доходного дома на Знаменской улице в Петербурге
Александр Сергеевич Хренов (Россия), Витраж Доходного дома на Знаменской улице в Петербурге

 

Жак Грюбе (Франция), Витраж для пивоваренного завода Saint-Nicolas de Port
Жак Грюбе (Франция), Витраж для пивоваренного завода Saint-Nicolas de Port

 

Жак Грюбе, витражная крыша Gran Hotel de la Cuidad de Mexico
Жак Грюбе, витражная крыша Gran Hotel de la Cuidad de Mexico

 

Мастера эпохи модерна относились к витражам как к живописи. Если стекла нужного цвета не находилось, то необходимый оттенок получали, накладывая кусочки в несколько слоев, аналогично тому, как художник смешивает краски на палитре. Такая техника, называемая «сэндвич-метод», также впервые была использована Луисом Тиффани. В результате мы сегодня можем наслаждаться шедеврами витражного искусства, которые ничуть не утратили своей актуальности за прошедшие 100 с лишним лет. Большинство современных техник создания картин из стекла основываются на художественных принципах, заложенных именно в эпоху модерна.

Неизвестный автор, Окно лестничной клетки в доме "У трех мушкетеров
Неизвестный автор, Окно лестничной клетки в доме «У трех мушкетеров

 

 

Франц Адольф (Федор Осипович) Шехтель, Витраж парадной лестницы, Особняк Рябушинского на М. Никитской улице
Франц Адольф (Федор Осипович) Шехтель, Витраж парадной лестницы, Особняк Рябушинского на М. Никитской улице

 

Джованни Бельтрами (Италия), Витраж «Павлины»
Джованни Бельтрами (Италия), Витраж «Павлины»

 

источник