Искусство создания картин, состоящих из соединенных цветных стеклышек, насчитывает уже тысячи лет. Витражи, оживленные солнечным светом, переносят людей в сказочный и прекрасный мир. Возможно, именно поэтому на протяжении многих веков их использовали в декоре церквей. В начале XX века витражи стали ближе к людям, найдя новое воплощение в стиле модерн. Именно к этому периоду относятся шедевры витражного искусства, созданные такими мастерами как Тиффани, Жак Грюбе и Джон Ла Фарж.
Считается, что именно американский художник и декоратор Джон Ла Фарж первым изобрел молочное стекло с опаловыми разводами, которое затем позволило создать фирменный витражный стиль Тиффани. Изогнутые линии, новая цветовая гамма и эффект глубины стали особыми чертами витражей в стиле модерн.
Великий мастер и «покоритель стекла» Луис Комфорт Тиффани, кроме новых видов этого материала подарил миру и оригинальный способ соединения цветных кусочков. Вместо тяжеловесных свинцовых переплетов он стал использовать тонкие медные прожилки, спаянные между собой оловом. Это позволило вывести витражи из плоскости в трехмерное пространство и создавать объемные модели. Техника Тиффани до сих пор используется в витражном искусстве.
Изобретенные на рубеже веков новые виды стекол позволили мастерам создавать витражные картины, сравнимые с настоящей живописью. Известно, что к 1900 году на складах Тиффани находилось до 200 тонн стекла примерно 5 тысяч различных оттенков. Все они были классифицированы и разложены по специальной системе.
В начале XX века корпорация Тиффани становится одним из крупнейших производителей цветного стекла в мире. Кроме опалесцентного материала, изобретенного Джоном Ла Фарж, Тиффани активно использовал иризированное стекло – оно получается при добавлении вкраплений металла, а также «складчатые» виды или «драпировки». Для этого необычного материала еще теплую стеклянную пластину подвергают деформации, «сморщивают». Такие стекла лучше всего передают природные материалы – листву или кору деревьев, траву.
Мастера эпохи модерна относились к витражам как к живописи. Если стекла нужного цвета не находилось, то необходимый оттенок получали, накладывая кусочки в несколько слоев, аналогично тому, как художник смешивает краски на палитре. Такая техника, называемая «сэндвич-метод», также впервые была использована Луисом Тиффани. В результате мы сегодня можем наслаждаться шедеврами витражного искусства, которые ничуть не утратили своей актуальности за прошедшие 100 с лишним лет. Большинство современных техник создания картин из стекла основываются на художественных принципах, заложенных именно в эпоху модерна.