Трагическая лицедейка

faina_ranevskayaВ этом году легенде советского театра и кинематографа блистательной Фаине Раневской исполнилось бы 115 лет

Гениальная актриса прожила 88 очень непростых лет и навсегда осталась в истории театра и кино. Ее высказывания по-прежнему передаются из уст в уста, а театральные роли студенты разбирают на занятиях в ГИТИСе и во МХАТе.

Сложно представить, что, когда в 1915 году будущая великая актриса явилась к директору одного из подмосковных театров, в ее рекомендательном письме от антрепренера была написано следующее: «Дорогой Ванюша, посылаю тебе эту дамочку, чтобы только отвязаться от нее. Мне самому, право же, сделать это неудобно по ряду причин, так что ты, дружок, как-нибудь отговори ее от актерской карьеры – так будет лучше и для нее, и для театра. Это совершенная бездарь, все роли она играет абсолютно одинаково, фамилия ее Раневская…»

Если бы Ванюша внял совету автора письма, актерская судьба 19-летней Фаины могла бы так и не сложиться.

Смех сквозь слезы
«Судьба – шлюха», — любила повторять Фаина Георгиевна. Великая актриса имела полное право на такую суровую оценку. По отрывочным мемуарам Раневской сквозь призму убийственной иронии становится понятно, что она жила в постоянном страхе. Недаром, когда ей предложили вступить в партию, она осторожно отшутилась: «Что вы, голубчик! Я разговариваю по ночам, выдам все тайны». Лайреат Сталинских премий, актриса ютилась в коммуналке в Старопименовском переулке. В тесной комнатенке, в которую никогда не проникал дневной свет, где не открывалось единственное окно. Впрочем, о своем незавидном положении она, как и всегда шутила: «Живу как Диоген. Видите, днем с огнем!»

Сцена в сумасшедшем доме
Во времена, когда неосторожное слово могло подвести человека под расстрел, уникальное чувство юмора Раневской поддерживало духовные силы ее коллег. «Фаина Георгиевна была сложным человеком, образованнейшим, умным, — рассказывает народная артистка России Ирина Карташева. – Она прикидывалась иногда ничего не понимающей. Но она все видела и все знала. И ее «непарламентские» выражения действительно бывали очень кстати!»

Для юной актриса Раневская была небожителем. Вспоминания о ней Ирина Павловна сохранила на всю жизнь: «Когда Раневская пришла в театр, мы с ней играли в спектакле по совершенно ужаснейшей пьесе Назыма Хикмета «Рассказ о Турции». Она очень бурчала все время, так ей не нравилась эта пьеса, и однажды пригласила меня послушать свою собственную: «Послушайте: сцена происходит в сумасшедшем доме. Народная артистка Советского Союза в трусах и бюстгальтере, увешанная орденами и медалями, делает в воздухе кульбит и кричит: «Кемиль, отдай мне мое молоко!» Правда, это лучше, чем у Хикмета?»

«Муля, не нервируй меня!»
Великая актриса запомнилась зрителям в основном как характерный персонаж. «Врагом номер один сразу становился тот, кто говорил при ней: «Муля, не нервируй меня», — вспоминает Карташева. – Она говорила: «Господи, если бы, сама придумав эту фразу, я знала, чем это будет для меня!» Но даже Брежнев на вручении ей в 1976 году ордена Ленина вместо приветствия произнес эту злополучную фразу из фильма «Подкидыш». Раневская ответила: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы», Генсек смутился: «Простите, но я вас очень люблю».

Трагическая лицедейка: 4 комментария

  1. Потрясающая актриса — я восхищаюсь ей.
    А «муля» — это уже цитата))

Обсуждение закрыто.