Судьбы людей, ставших прототипами скульптур на станции метро «Площадь Революции»

Московская станция метро «Площадь Революции» примечательна тем, что ее вестибюль похож на подземный музей скульптур. В ее арках установлены скульптуры героев, живших во время становления молодой страны Советов – всего семьдесят шесть фигур. Из-за повторения скульптурных образов кажется, что их много, но фактически их всего двадцать. Почти за каждой скульптурой стоит человек, его судьба. В этом обзоре можно узнать об именах некоторых из них.

Судьбы людей, ставших прототипами скульптур на станции метро «Площадь Революции»

Судьбы людей, ставших прототипами скульптур на станции метро «Площадь Революции»

Скульптор М.Г. Манизер – автор скульптурного комплекса станции метро «Площадь Революции».

Создатель многофигурной композиции бронзовых скульптур, объединенных темой: революции, гражданской войны и мирного довоенного времени — народный художник СССР, Матвей Генрихович Манизер (1891–1966). В 1943 году Сталинская премия суммой в сто тысяч рублей, полученная скульптором за эту творческую работу, была передана им в Фонд обороны страны.

В конце 30-х годов, когда отливались эти фигуры, страна уже достаточно крепко «встала на ноги». И молодые люди 25-30 лет, послужившие прообразами скульптур, жили верой и надеждой на счастливую жизнь, в стремительно развивающейся стране. Никто еще тогда не знал, что ждет их, и еще миллионов таких же, как они, через несколько лет. И сколько из них останется в живых после войны, и как сложатся их судьбы.

Алексей Диомидович Никитенко

Судьбы людей, ставших прототипами скульптур на станции метро «Площадь Революции»

Алексей Диомидович Никитенко.

Во второй арке начиная с западной стороны – крестьянин с винтовкой и матрос с наганом, прообразом которого был Алексей Никитенко – учащийся военно-морского училища им. Фрунзе в Ленинграде. Его внешность вполне отвечала сложившемуся образу матроса-революционера. В 1937 году полгода по 4 часа в день, с наганом в руке и подпоясанный пулеметными лентами Алексей позировал Манизеру. В то довоенное время, крепкого телосложения парень, занимался спортом, брал участие в шлюпочных гонках. Алексей Диомидович прошел войну, дослужился до капитана крупного военного корабля.

Матрос-сигнальщик с линкора «Марат»

Судьбы людей, ставших прототипами скульптур на станции метро «Площадь Революции»

Олимпий Иванович Рудаков. Автор: М.Г.Манизер.

В следующем арочном проеме еще один матрос в бескозырке с надписью «Марат», держащий сигнальные флажки – это Олимпий Иванович Рудаков, биография которого достойна написания целой книги. Он также выпускник военно-морского училища в Ленинграде, по окончании которого в 1937 году был распределен на линкор «Марат», и в составе команды принимал участие в параде морских судов у берегов Великобритании, по поводу коронации короля Георга VI. Вернувшись с рейда, был выбран Манизером для прообраза скульптуры сигнальщика.

Молодой офицер служил на многих военных кораблях в качестве командующего боевыми частями. А после гибели эсминца «Сокрушительный» в 1942 году, почти весь командный состав был отправлен под трибунал и приговорен к смерти. А Рудакова лишили звания и отправили на фронт в штрафную роту, кровью искупать свою вину.

Судьбы людей, ставших прототипами скульптур на станции метро «Площадь Революции»

Приговор, вынесенный командному составу эсминца «Сокрушительный» в 1942 году.

Олимпий Иванович после тяжких ранений и геройских подвигов был реабилитирован и восстановлен в звании офицера. И с 1944 года служил на флоте в командном составе.

История повторилась: в 1953 году, будучи командиром крейсера «Свердлов», Олимпий Иванович Рудаков – снова у берегов Великобритании на коронации королевы Елизаветы II. Во время которой сама королева приняла с рук Олимпия Рудакова горностаевую мантию – презент от правительства Советского Союза. И пригласив на вальс морского офицера, королева оживленно общалась с Олимпием, что повлекло за собой немало разных историй «о несчастной любви королевы и простого русского моряка».

Судьбы людей, ставших прототипами скульптур на станции метро «Площадь Революции»

Елизавета II и её муж Филипп, приветствуют морского офицера Рудакова.

Впоследствии легендарный морской офицер продолжал служить на флоте и обучать курсантов военной академии.

Пограничник с собакой

Судьбы людей, ставших прототипами скульптур на станции метро «Площадь Революции»

Пограничник с собакой. Автор: М.Г.Манизер.

Арочный проем, где затаился в дозоре пограничник с собакой, знаком многим. Мало кто пройдет мимо, не потерев нос псу. Достоверно не известно, но историки считают, что Манизер этих двух героев лепил по фотографиям Никиты Федоровича Карацупы и его собаки Индуса. В те годы в газетах было много фоторепортажей о знаменитом пограничнике и его верном помощнике и друге.

Вся жизнь бойца связана с собаками, их воспитанием. И в Казахстане, где беспризорничал, и на Дальнем Востоке, где служил с 1932 года в погранвойсках. За длительное время службы на счету Карацупы и Индуса около пятисот задержанных и уничтоженных нарушителей. У Никиты Федоровича было пять собак, каждую из которых он называл Индусом, как и первого своего пса. Все его четвероногие друзья-напарники, так или иначе гибли при задержании нарушителей границ. Книги по служебному собаководству, впоследствии написанные пограничником, по праву считаются одними из лучших.

Студент с книгой

Судьбы людей, ставших прототипами скульптур на станции метро «Площадь Революции»

Аркадий Антонович Гидрат. Автор: М.Г.Манизер.

Бронзовые фигуры шахтера с отбойником и студента застыли в соседней арке.
Прототипом образа молодого человека с книгой был Аркадий Антонович Гидрат – преподаватель Института Физкультуры, спортсмен-легкоатлет, многократный чемпион Москвы и рекордсмен СССР по прыжкам в высоту с результатом 191.5 см.

Судьбы людей, ставших прототипами скульптур на станции метро «Площадь Революции»

Прыжок рекордсмена Аркадия Гидрата.

Судьбы людей, ставших прототипами скульптур на станции метро «Площадь Революции»

Во время соревнований по легкой атлетике

Добровольцем ушел на Финскую войну, а вернувшись, написал кандидатскую по педагогике, но так и не успел ее защитить. Отечественная война внесла свои коррективы. На Синявинских высотах под Ленинградом в сентябре 1941 года рота Аркадия Гидрата стояла насмерть, не давая врагу сомкнуть кольцо блокады вокруг города. Бой был жестоким, а после него лейтенант Аркадий Гидрат около шестидесяти лет числился пропавшим без вести.

Судьбы людей, ставших прототипами скульптур на станции метро «Площадь Революции»

Документы и фото Аркадия Гидрата.

Благодаря волонтерам, которые ведут и по сей день поисковые работы на полях боевых действий, останки Аркадия Гидрата были обнаружены и опознаны в начале 2000-х годов. Участник поисковой экспедиции Вячеслав Прохоренко нашел в гимнастерке неизвестного офицера солдатский медальон.

Судьбы людей, ставших прототипами скульптур на станции метро «Площадь Революции»

Раскопки на полях военных действий.

Вот как вспоминает он о той драгоценной находке:»Бумажка тонкая-тонкая, буквы еле видны. Оставлять до утра было нельзя. Буквы бы расплылись, а бумага бы засохла и рассыпалась. Собрали фонари со всех отрядов и решили разворачивать записку в темноте. Четыре часа в напряженной тишине при свете фонариков, в дрожащих от усталости руках, удается развернуть записку и прочесть: «Гидрат Аркадий Антонович, город Гусь-Хрустальный, посёлок Красный». А еще в конце Аркадий дописал: «Живи счастливо!».

Судьбы людей, ставших прототипами скульптур на станции метро «Площадь Революции»

Записка, найденная в солдатском медальоне поисковой группой.

Вскоре была найдена дочь Аркадия Гидрата – Ольга. И каково же было удивление волонтеров, когда всплыл факт о том, что найденный ими лейтенант был еще при жизни увековечен в бронзе. К его скульптуре на станцию метро все эти долгие годы ходили мать с дочерью, приносили цветы к подножию и оплакивали любимого мужа и отца.

И вот стало еще на одного без вести пропавшего солдата меньше. А ведь их еще до нескольких миллионов, пропавших без вести, осталось лежать в земле.

источник