Рената Литвинова о себе, о кино и о мечтах

12 января день рождения у прекрасной актрисы, режиссера, писателя и художника Ренаты Литвиновой. Мы признаемся в любви Ренате Муратовне и публикуем подборку ее цитат, столь же удивительных, сколь и она сама.

«Последняя сказка Риты»

О детстве

Меня в школе дразнили “телебашней”, потому что я была очень длинная по сравнению с нашими мелкими мальчиками. Бедные высокие девушки, они все начинают сутулиться. Какое счастье, что я не коротенькая. А эти дураки говорили: “телебашня”!

В школе я всегда хотела поскорее домой, к книгам, к своим радиоспектаклям в шесть вечера. Я помню, как-то шла по осенней аллее домой, особенно грустная, и все перебирала плюсы своей жизни. И сказала самой себе: «Но зато меня ждет дома попугайчик». Что-то совсем я была одинокой. Только когда я попала во ВГИК, я нашла подобных себе.

В детстве я сама себе придумывала досуг. Я так мечтала научиться играть на пианино, что сама устроилась в музыкальную школу. Потом сама пришла в общество «Спартак» и попросилась к тренеру по легкой атлетике. У меня в этих областях не было талантов, но зато и музыкалка при консерватории, и спорт научили меня терпеть, трудиться, добиваться цели и доводить дело до финальной точки.

Я всегда жила будущим. В детстве ложилась спать и начинала мечтать. Это были счастливейшие моменты в моей жизни. И, видимо, так мощно мечтала, что многое сбылось, сбывается и будет сбываться.

«Мне не больно»

О любви

Любовь никогда не может быть краткосрочной, годы и годы она держит нас. Она не может сопровождаться обидами, потому что это абсолютно жертвенное чувство. Как приговор.

Если ты любишь, то готов на все или, во всяком случае, на многое. Получается, эта жертва приносит тебе счастье. Любовь вообще питает человека.

Обладать и принадлежать.

Когда нет любви, жизнь меркнет, теряет смысл, тебя нет вне этого состояния. Я бы сказала, что состояние влюбленности и любви сильнее любого наркотика. В принципе ты стабильно любишь каких-то совсем близких людей и все время испытываешь счастье влюбленности в того или иного персонажа, того или иного человека.

Человек, который вас полюбит, будет вас щадить, будет вами восхищаться. Он не будет жадным по отношению к вам, никогда не будет от вас скрывать деньги, никогда не будет на вас экономить. Он будет делать вам какие-то роскошные, может быть, даже не по средствам подарки. Тот, кто в вас влюблен, обязательно должен вас повезти в Париж. Сколько встречаю девушек, которые никогда не были здесь! И спрашиваю: ну а вот эти ваши молодые люди, чем они вас награждают? И они мне показывают жалкое колечко уродливое с тремя обломками. Или висючее сердечко омерзительного вида. И я думаю: боже, ну что же они такие дураки? Что может быть прекраснее Парижа?..
И еще я думаю, что свое надо ждать, не надо компромиссничать. Человек ведь даже может взять себя в руки и произнести вот эти самые важные слова. И даже вы можете пожениться, и у вас даже может быть общий ребенок — и это окажется все неважно, если это нелюбовь. Когда встретится любовь, все вопросы отпадут.

«Небо. Самолет. Девушка»

О кино

Ничего удивительного, что я показала в картине («Богиня: как я полюбила» – Pics.ru) такую вот блаженную. Это абсолютно русская традиция. Им трудно выжить, и они почти исчезли, я их почти не вижу уже, но они нужны обществу, чтобы пробудить в нас жалость, чтобы показать, что есть в мире еще более уязвленный, чем ты, человек – и его надо пожалеть.

Звонит мне приятель и говорит: “Уже все сняли, тебе надо просто озвучить селедку — она лежит и говорит с другой селедкой, а потом ей отрывают голову, но она улыбается, потому что видит свой любимый майонез”. Я думала, он пошутил, а на следующий день звонит директор и деловым тоном спрашивает: “Сколько хотите за проект?” Но селедку я не стала озвучивать.

Актерство – это некая расплата, не знаю за что. Когда я нахожусь на съемочной площадке в качестве актрисы – это для меня всегда мучительно. Есть, конечно, гениальные режиссеры – Кира Муратова, тот же Гринуэй. Но я не могу сказать, что это доставляет мне удовольствие. Я не считаю себя актрисой. Хотя иной раз, смотря на других актеров, думаешь – господи, ведь они же считают себя актерами…

Я не люблю актеров! Я буду, скорее, снимать друзей, и они будут играть у меня гениальнее, чем какая-нибудь звезда.

Я считаю, что цель кино — показать свою личную версию этой жизни, сны, а не какую-то бытовуху, потому что, когда вы выйдете из кинотеатра, она и так шибанет вас по голове.

«Девушка и смерть»

О работе

Твоя жизнь проходит в постоянной работе. В сутках 24 часа, а на работе ты пребываешь иногда по 18 часов. И ты должен окружать себя людьми, которые тебе неприятны? Зачем это надо? Мне кажется, это неправильно.

Люди всегда склонны ревновать к успеху. Это вот, когда ты ляжешь, наконец, в могилу, тогда люди скажут – какой человек был, просто прелесть…

Клип Земфиры «Жить в твоей голове»

О жизни

Не понимаю, как люди могут совсем не пить. Как они тогда выносят этот мир?

Современный человек сконцентрирован на себе. Мне кажется, нас губит то, что нас очень много. Человеческая жизнь, совершенно уже ничего не стоит. И каждый ее проводит в одиночестве. Даже в мегаполисах люди друг другу не нужны. В этом есть какая-то страшная драма.

Благородно состариться удается немногим, это божий дар. На это способны лишь личности с сильной волей, чтобы отмежевать на определенном жизненном этапе свою физическую оболочку, которая имеет способность дряхлеть, стареть. Она конечна, в отличие от души.

«Настройщик»

О мужчинах

Настоящий мужчина, прежде всего, щадит женщину. А сейчас всё больше какая-то беспощадность.

Меня раздражает, что сейчас люди всё меньше и меньше делятся на мужчин и женщин. Что мужчины не претендуют отличаться от тебя…

«Generation П»

О женщинах

Рыдать, бежать там куда-то. И вообще — где-то там сплетничать, интриговать, выказывать свое депрессивное состояние. Кстати, это свойственно женщинам. Даже не женщинам — в этом есть что-то детское. Короче говоря, ненавижу я это качество.

Мне совсем не нравятся женские реакции. Я не люблю, когда женщины плачут, интригуют, сплетничают. Меня это как-то ломает. И мне это не понятно.

«Мелодия для шарманки»

О себе

Можно верить в меня разную – в манерную Ренату с красными губами или в трудоголичного режиссера артхауса с отягчающей репутацией, снимающего фриков и одиночек.

Я постоянно полна к себе претензий. Может, это как психзаболевание? Я вечно недовольна собой. Пытаюсь контролировать себя, даже достигаю переменного успеха, но… С другой стороны, можно на эту мою «болезнь» посмотреть по-другому. Может, именно эта требовательность к себе не даёт мне шансов опуститься, перестать работать над собой. Я вообще склонна из своих комплексов высекать положительные моменты.

У вас есть выбор — вы можете на меня не смотреть. Я многих возмущаю, но они ж смотрят, чтобы возмутиться. Короче, я существую, чтобы возмутились. Или наоборот. А что, хорошее предназначение. Во всяком случае, вы не остаетесь равнодушными.

Стараюсь мало есть. Человеку свойственно много есть. Внутренние силы не справляются с таким количеством еды. Даже в Библии написано, что нельзя заботиться о собственном теле больше, чем о собственной душе. Иногда бывают перекосы, когда люди сильно озабочены различными йогами, голоданием, протиранием мочой и так далее. Это же ужас! Или качаются целыми днями в клубах, непомерно интересуются своей внешностью, покрытием ногтей, линией силиконовых грудей. На самом деле это такая неестественность, негармоничность, которая перетягивает человека не в ту сторону, обезображивает и его лицо, и внутренность. Любое ухаживание за собой должно иметь границы. Наверное, вообще все слишком – очень вредно. Надо оставлять время для души. Смириться с тем, что мы все смертны. К этому надо относиться спокойнее.

Чтобы меня понять, надо прочитать написанное мной. А слова, произнесенные вслух… В речах можно прикидываться кем угодно, играть любую роль. О человеке нужно судить по его делу. О художнике – по картинам, о режиссере – по фильмам. Поскольку я киносценарист, то лучше всего обо мне, наверное, расскажут мои работы. В творчестве нельзя скрыться, нельзя играть. Почитайте то, что я пишу, и вы очень много узнаете. Не все, конечно, но многое.

«Три истории»

О радости

Обязательно нужно радоваться, иначе вас накажут ваши «смотрители» свыше – они не любят неудовлетворенных.

«Вечное возвращение»

О цветах

Меня пугает, когда я прихожу, а цветы в вазе выпили наполовину воду. Они что-то делают без меня. Это пугает.

Один комментарий к “Рената Литвинова о себе, о кино и о мечтах”

Обсуждение закрыто.