Одевая эпоху

pol_puarеПоль Пуаре совершил настоящую fashion-революцию: высмеял корсеты, вывел на подиум моделей, создал первый каталог одежды, но… умер в неизвестности и нищете. В честь столетия триумфального визита модельера в Россию этой осенью в музеях московского Кремля проходит выставка «Пуаре – король моды».

По-настоящему знаковым для московских модниц стал 1911 год. Свет увидели сразу два журнала – «Мир женщин» и «Журнал для женщин», а главное – с показом мод приехал самый известный парижский дизайнер Поль Пуаре. Последнее событие вызвало настоящий ажиотаж у столичной публики. Одни не скупились на комплименты и восторженно отзывались о необычных ярких тканях и новых фасонах, в то время как другие морщились, указывая на неестественную худобу моделей и чрезмерную вычурность нарядов. Сам же Пуаре к упрекам не прислушивался и наслаждался пребыванием в России.

Москва произвела на кутюрье огромное впечатление, и в этом есть заслуга Надежды Ламановой, знаменитого российского модельера, с которой Пуаре ранее встречался в Париже. Она познакомила парижанина с российской кухней, показала Кремль и большой рынок на Сузаревке. Калейдоскоп впечатлений о России нашел свое отражение в его коллекции «казнь», в которой мэтр соединил полюбившиеся русские орнаменты, вышивку, сапоги, головные уборы и сарафаны. Разумеется, такой экзотический славянский стиль сыграл далеко не последнюю роль в успехе коллекции. Но все же главной особенностью каждой модели Пуаре были удобство и практичность. Он ценил естественную красоту женских форм и не желал утяжелять ее корсетами или сложными конструкциями.

Искусству моделирования Пуаре научился в одном из самых престижных салонов Парижа у Жака Дусе. Впрочем, здесь он не задержался надолго – его новаторские идеи не подходили под консервативный формат ателье. Не получив одобрения и в модном доме Ворта, Пуаре приходит к пониманию, что успех ждет его только в собственном деле, и в 1904 году открывает фирму. Первым его решением было сжечь все старые эскизы и окончательно отказаться от корсета. Взамен громоздкого костюма модельер предложил покрой для повседневной носки, который в несколько измененном виде используется и сегодня. Пуаре первым начал демонстрировать наряды на моделях (до него модельеры демонстрировали свои наряды на манекенах) и взамен печальных черных платьев предложил богатый восточный стиль. Парижские газеты писали: «Платья Пуаре вызвали такой восторг у наших дам, что даже почтенные супруги политиков готовы бросить все и уехать к турецкому султану, лишь бы получить такие наряды». Продолжая тему Востока, Пуаре чередует японское кимоно с персидской вышивкой, тюрбанами, шароварами и батиком.

Новая женщина Пуаре выглядит скромной, юной, а под ее легкими платьями, очевидно, скрывается миниатюрная фигура. Кто знает, отважился бы Поль Пуаре на такие эксперименты, если бы не его муза – стройная и грациозная супруга Дениза Буке. Роман 16-летней провинциалки и столичного кутюрье развивался стремительно и вскоре закончился свадьбой. «Она была простушкой, но… Я видел в ней скрытую красоту», — отзывался о Денизе модельер.

На самом же деле Дениза была не так проста, как могло показаться га первый взгляд. Не желая оставаться в тени своего талантливого мужа, она решила стать послом моды Пуаре – на каждое очередное светское мероприятие она облачалась исключительно в одежду, созданную супругом, и демонстрировала свою безупречную фигуру. Увидев ее в новом наряде, парижанки устремлялись в мастерскую Пуаре, чтобы заказать в точности такой же убор.

Эта пара по праву считалась самой экстравагантной в Париже. Ежегодно они организовывали громкие костюмированные праздники, каждый из которых имел свою тему. Вскоре Поль Пуаре становится звездой – его узнают на улицах, а на его праздники съезжается вся парижская элита. Ослепленный своей славой, кутюрье не замечает, что на модном небосклоне начинают сиять и другие звезды, прежде всего Коко Шанель. Сам Пуаре терпеть не мог маленьких черных платьев Коко. В отместку Пуаре, который первый из модельеров основал собственную парфюмерную фирму и выпустил духи «Розин», Шанель в 1921 году представляет свой аромат Chanel №5. Однажды, встретившись в фойе «гранд Опера», Пуаре обратился к Шанель с вопросом: «Мадемуазель Шанель, вы всегда в черных платьяз. Это что, траур?» — «Да, — ответила она, — по вам!»

Но даже не Шанель явилась причиной упадка Поля Пуаре. Начавшаяся в 1914 году первая мировая война направила развитие высокой моды в другое русло. Уход мужчин на фронт повлек за собой женскую эмансипацию: они работают на фабриках, заводах, а значит, требуют более простой одежды. Пуаре не смог смириться с новыми представлениями о моде и, не желая изменять своему стилю, постепенно стал терять постоянных клиентов, а в конце 1920-х закрыл свой модный дом. Следствием финансовых неудач и стресса стал разрыв с любимой женой Денизой. Получив развод, она оставила Пуаре, предусмотрительно прихватив с собой множество нарядов и аксессуаров , созданных бывшим супругом. Чтобы хоть как-то прийти в себя, Пуаре переезжает в Канны, где принимается за живопись, работает в театре, издает мемуары, пишет книги, но умирает незаслуженно забытым…

Последователей у Пуаре не осталось, однако цитаты из его творчества прослеживаются практически в каждой коллекции современных дизайнеров!

Одевая эпоху: 12 комментариев

  1. Вот так получается, что победителей и основателей, никто при жизни не ценит!

  2. Да все новое и неизведанное посыпается критикой и непониманием, но со временем ведь оценили его вклад, а при жизни действительно не всех ценят

  3. мало того, что при жизни не ценят, так еще и незаслуженно забывают

  4. Жалко, что он не смог сделать всего, что хотел, мог бы добиться гораздо большего. Правда за корсеты обидно.

  5. Ну не то, чтобы делать их обязательными, но и забывать о них не стоит, красиво ведь)

Обсуждение закрыто.