Поль Пуаре совершил настоящую fashion-революцию: высмеял корсеты, вывел на подиум моделей, создал первый каталог одежды, но… умер в неизвестности и нищете. В честь столетия триумфального визита модельера в Россию этой осенью в музеях московского Кремля проходит выставка «Пуаре – король моды».
По-настоящему знаковым для московских модниц стал 1911 год. Свет увидели сразу два журнала – «Мир женщин» и «Журнал для женщин», а главное – с показом мод приехал самый известный парижский дизайнер Поль Пуаре. Последнее событие вызвало настоящий ажиотаж у столичной публики. Одни не скупились на комплименты и восторженно отзывались о необычных ярких тканях и новых фасонах, в то время как другие морщились, указывая на неестественную худобу моделей и чрезмерную вычурность нарядов. Сам же Пуаре к упрекам не прислушивался и наслаждался пребыванием в России.
Москва произвела на кутюрье огромное впечатление, и в этом есть заслуга Надежды Ламановой, знаменитого российского модельера, с которой Пуаре ранее встречался в Париже. Она познакомила парижанина с российской кухней, показала Кремль и большой рынок на Сузаревке. Калейдоскоп впечатлений о России нашел свое отражение в его коллекции «казнь», в которой мэтр соединил полюбившиеся русские орнаменты, вышивку, сапоги, головные уборы и сарафаны. Разумеется, такой экзотический славянский стиль сыграл далеко не последнюю роль в успехе коллекции. Но все же главной особенностью каждой модели Пуаре были удобство и практичность. Он ценил естественную красоту женских форм и не желал утяжелять ее корсетами или сложными конструкциями.
Искусству моделирования Пуаре научился в одном из самых престижных салонов Парижа у Жака Дусе. Впрочем, здесь он не задержался надолго – его новаторские идеи не подходили под консервативный формат ателье. Не получив одобрения и в модном доме Ворта, Пуаре приходит к пониманию, что успех ждет его только в собственном деле, и в 1904 году открывает фирму. Первым его решением было сжечь все старые эскизы и окончательно отказаться от корсета. Взамен громоздкого костюма модельер предложил покрой для повседневной носки, который в несколько измененном виде используется и сегодня. Пуаре первым начал демонстрировать наряды на моделях (до него модельеры демонстрировали свои наряды на манекенах) и взамен печальных черных платьев предложил богатый восточный стиль. Парижские газеты писали: «Платья Пуаре вызвали такой восторг у наших дам, что даже почтенные супруги политиков готовы бросить все и уехать к турецкому султану, лишь бы получить такие наряды». Продолжая тему Востока, Пуаре чередует японское кимоно с персидской вышивкой, тюрбанами, шароварами и батиком.
Новая женщина Пуаре выглядит скромной, юной, а под ее легкими платьями, очевидно, скрывается миниатюрная фигура. Кто знает, отважился бы Поль Пуаре на такие эксперименты, если бы не его муза – стройная и грациозная супруга Дениза Буке. Роман 16-летней провинциалки и столичного кутюрье развивался стремительно и вскоре закончился свадьбой. «Она была простушкой, но… Я видел в ней скрытую красоту», — отзывался о Денизе модельер.
На самом же деле Дениза была не так проста, как могло показаться га первый взгляд. Не желая оставаться в тени своего талантливого мужа, она решила стать послом моды Пуаре – на каждое очередное светское мероприятие она облачалась исключительно в одежду, созданную супругом, и демонстрировала свою безупречную фигуру. Увидев ее в новом наряде, парижанки устремлялись в мастерскую Пуаре, чтобы заказать в точности такой же убор.
Эта пара по праву считалась самой экстравагантной в Париже. Ежегодно они организовывали громкие костюмированные праздники, каждый из которых имел свою тему. Вскоре Поль Пуаре становится звездой – его узнают на улицах, а на его праздники съезжается вся парижская элита. Ослепленный своей славой, кутюрье не замечает, что на модном небосклоне начинают сиять и другие звезды, прежде всего Коко Шанель. Сам Пуаре терпеть не мог маленьких черных платьев Коко. В отместку Пуаре, который первый из модельеров основал собственную парфюмерную фирму и выпустил духи «Розин», Шанель в 1921 году представляет свой аромат Chanel №5. Однажды, встретившись в фойе «гранд Опера», Пуаре обратился к Шанель с вопросом: «Мадемуазель Шанель, вы всегда в черных платьяз. Это что, траур?» — «Да, — ответила она, — по вам!»
Но даже не Шанель явилась причиной упадка Поля Пуаре. Начавшаяся в 1914 году первая мировая война направила развитие высокой моды в другое русло. Уход мужчин на фронт повлек за собой женскую эмансипацию: они работают на фабриках, заводах, а значит, требуют более простой одежды. Пуаре не смог смириться с новыми представлениями о моде и, не желая изменять своему стилю, постепенно стал терять постоянных клиентов, а в конце 1920-х закрыл свой модный дом. Следствием финансовых неудач и стресса стал разрыв с любимой женой Денизой. Получив развод, она оставила Пуаре, предусмотрительно прихватив с собой множество нарядов и аксессуаров , созданных бывшим супругом. Чтобы хоть как-то прийти в себя, Пуаре переезжает в Канны, где принимается за живопись, работает в театре, издает мемуары, пишет книги, но умирает незаслуженно забытым…
Последователей у Пуаре не осталось, однако цитаты из его творчества прослеживаются практически в каждой коллекции современных дизайнеров!
Вот так получается, что победителей и основателей, никто при жизни не ценит!
Да все новое и неизведанное посыпается критикой и непониманием, но со временем ведь оценили его вклад, а при жизни действительно не всех ценят
мало того, что при жизни не ценят, так еще и незаслуженно забывают
угу, обидно
жаль, что не оценили при жизни, ему после смерти это не надо..
да.. это очень грустно
Жалко, что он не смог сделать всего, что хотел, мог бы добиться гораздо большего. Правда за корсеты обидно.
А когда конкретно будет выставка?
С 7 сентября 2011 г. по 15 января 2012 г.
ты бы хотела, чтобы корсеты остались?)
Ну не то, чтобы делать их обязательными, но и забывать о них не стоит, красиво ведь)
красиво, но все равно не очень удобно)