60-е годы прошлого столе¬тия – эпоха настоящего шпионского бума. Во времена Холодной войны, Карибского кризиса и космической гонки проблема утечки информации и тех, кто ей способствует, при¬обретала глобальные масштабы. Не осталась в стороне и поп-культура. На кино- и телеэкранах с завидной регулярностью появлялись обаятельные господа в костюмах и шляпах, путешествующие по всему миру, проживающие в самых шикарных отелях и в одиночку предотвращающие международные конфликты. Именно в эти годы начал свои похождения Джеймс Бонд, грозой мировой преступности стали британские «Мстители», а за мировым порядком начал следить «Человек из U.N.C.L.E.». Тогда же началась история отряда «Миссия: невыполнима».
Классическая музыкальная тема Лало Шифрина впервые прозвучала на телеканале CBS осенью 1966 года. Еженедельная драма Брюса Геллера с первых дней имела высокие рейтинги и с каждой серией обретала всё больше поклонников. Важной чертой сериала, выделявшей его на фоне остальных, было то, что здесь не было одного главного героя, и упор делался на командную работу. Работая сообща, команда спецагентов не силой, а умом выполняла задания, за которые остальные спецслужбы даже взяться не могли. Кроме любви зрителей, сериал собрал немало наград, в том числе «Золотой глобус» и «Эмми», а среди актёров засветились будущий лауреат «Оскара» Мартин Ландау и икона научной фантастики Леонард Нимой. Сериал продержался в эфире 7 сезонов и, благодаря неугасаю¬щей любви публики, был возрождён в новом составе в 1988 году и продержал¬ся в эфире ещё два сезона.
Как и в случае с большинством успеш¬ных телесериалов («Секретные материалы», «Ангелы Чарли», «Старски и Хатч»), в течение многих лет ходили разговоры о переносе сюжета на большой экран. Проект киноверсии «Миссии» был запущен в 1995 году, когда Том Круз и его агент Пола Вагнер вступили в партнёрство со студией Paramount, согласно которому студия становилась дистрибьютором фильмов, спродюсированных новым продюсерским дуэтом. Таким образом, первой картиной, вышедшей из-под крыла Cruise/Wagner Productions, стала «Миссия: невыполнима». Естественно, Круз был заинтересован в первую очередь в том, чтобы сыграть главную роль – агента Итана Ханта, входящего в отряд специалистов по трудным заданиям, и так как он был ещё и продюсером, сценарий писался в соответствии с его пожеланиями.
Чтобы максимально «застраховать» проект, на клю¬чевые посты за камерой были приглашены профи своего дела: писать сценарий поручили лауреатам «Оскара» Стивену Зэйллиану («Список Шиндлера») и Роберту Тауну («Китайский квартал»), а затем отдали на доработку Дэвиду Кеппу («Парк Юрского периода», «Война миров»), музыку к фильму писал Дэнни Эльфман («Бэтмен», «Человек-паук»), а участники группы U2 Ларри Маллен и Адам Клэйтон даже подготовили свою аранжировку классической музыкальной темы сериала.
Режиссировать поначалу собирался ещё один «оска¬роносец» – Сидни Поллак (с которым Круз уже работал на «Фирме»), однако вскоре он покинул проект в связи с пресловутыми «творческими разногласиями». На его место Круз пригласил другого мэтра 70-х – Брайана де Пальму, который с энтузиазмом отнёсся к предложению снять крупнобюджетный триллер с главной звездой Голливуда. Видение Круза и Де Пальмы было настолько масштабным, что бюджет фильма пришлось увеличить с 40-50 млн. долларов до 62, что доставило немало волнений руководству студии. Ещё больше их волновал тот факт, что большинство каскадёрских трюков Круз выполнял самостоятельно. Однако съёмки прошли без эксцессов, уложились в установленные сроки, и даже бюджет был затрачен не до конца.
Когда фильм вышел на экраны в мае 1996 года, он вызвал весьма неоднозначную реакцию. Критики увидели в нём очередной шумный боевик, которых к тому времени было пруд пруди, и сетовали на то, что, имея в наличии сценаристов такого калибра и международный ансамбль выдающихся актёров (кроме Круза в фильме снялись Джон Войт, Эмманюэль Бэар, Кристин Скотт Томас, Ингеборга Дапкунайте, Ванесса Редгрейв и Жан Рено), интеллектуальная составляющая оставляла желать лучшего. Не в восторге были и участники оригинального сериала и его фанаты, которые сочли неуважительным тот факт, что в киноверсии вместо работы в команде акцент делался на похождения героя-одиночки, равно как и то, что главная угроза исходила изнутри титульного отряда, не говоря уж о том, что из «битвы умов» история превратилась в очередную акробатическую «стрелялку».
Но, несмотря на негодование фанатов, фильм стал большим хитом, поставив новый рекорд кассовых сборов за первый уикенд (56 миллионов долларов за четыре дня), а в мировом прокате «Миссия: невыполнима» заработала более 450 миллионов.
Как и всегда бывает в подобных ситуациях, сразу зашла речь о продолжении. Первым делом нужно было найти нового режиссёра, так как Де Пальма принципи¬ально не снимает сиквелы. Да и Круз и Вагнер решили сделать больший упор на экшен-составляющую фильма. Поэтому на пост режиссёра был приглашён легендарный Джон Ву, который к концу 90-х перебрался в Голливуд и успел хорошо себя зарекомендовать «Сломанной стрелой» и «Без лица». Однако если с постановкой погонь и перестрелок проблем не было и не предвиделось, на сценарном фронте у «Миссии 2» были немалые проблемы. Сюжет неоднократно перерабатывался (участниками процесса были, среди прочих, Роберт Таун и Рональд Мур), из-за чего съёмки несколько раз переносились (по этой же причине Дугрей Скотт, получивший роль злодея, не смог сняться в «Людях Х», и на его место в срочном порядке был приглашен Хью Джекман). Съёмочный график затягивался, бюджет разросся до 125 миллионов, а Круз снова заставил начальство Paramount пить валидол, выполняя львиную долю своих трюков самостоятельно.
Однако, когда фильм вышел в прокат в мае 2000 года, его вновь ждал ошеломительный успех – мировые сборы составили 546 миллионов долларов. Реакция критиков была точно такой же, как и на первый фильм: хорошиеактёры (Тэнди Ньютон, Брендан Глисон, Раде Сербеджиа, Энтони Хопкинс), бестолковый сценарий.
При разработке третьей части Круз хотел направить сюжет в более серьёзное и мрачное русло и пригласил в качестве режиссёра Дэвида Финчера. На ранних стадиях работы предполагалось, что в третьем фильме агент Хант (никаких отрядов) будет противостоять международной тайной организации, занимающейся торговлей человече¬скими органами. Однако на горизонте вскоре замаячили «творческие разногласия», и Финчер покинул проект. На его место был приглашен Джо Карнахан (Круз был ис¬полнительным продюсером на его фильме «Наркобарон»), однако и он вскоре ушёл из-за разногласий по поводу атмосферы фильма. Казалось, проект пошёл ко дну.
Новая надежда появилась в конце 2004 года, когда студия Paramount объявила, что разрабатывать третью часть похождений Итана Ханта будет Джеффри Джейкоб (Джей Джей) Абрамс. Круз остановил свой выбор на телевизионщике после того, как без перерывов посмотрел на DVD два сезона Абрамсовкого сериала «Шпионка».
Кроме Абрамса, в фильме участвовали другие «выпускники» «Шпионки»: сценаристы Алекс Курцман и Роберто Орси, композитор Майкл Джаккино и худож¬ник-постановщик Скотт Чемблисс. Даже среди актёров появились его давняя знакомая Кери Расселл (игравшая главную роль в сериале Абрамса и Мэтта Ривза «Фели¬сити») и его «талисман» Грег Гранберг (актёр снимался практически во всех работах Абрамса, как в кино, так и на телевидении).
При разработке сценария Абрамс вернул историю к её корням, сделав гораздо больший упор на «групповой» аспект. В этот раз, в отряд вошли Джонатан Рис-Майерс, Мэгги Кью и Винг Рэймс. Роль злодея получил Филипп Симур Хофф¬ман, который только-только получил «Оскар» за «Капоте». Продолжая традиции предыдущих фильмов, география съёмок была обширной: Италия (включая Ватикан), Китай, США, Германия. Со 150-миллионным бюджетом создатели могли себе это позволить.
Однако, несмотря на более положительные отзывы, чем на предыдущие части, в прокате фильм прошёл до¬статочно вяло. В США он едва окупился и прибыль принёс только за счёт международной аудитории. Суммарные сборы составили чуть менее 400 миллионов – самая низкая цифра в трилогии.
По мнению многих обозревателей, относительная неудача фильма была вызвана не столько неопытностью режиссёра (для Абрамса это был режиссёрский дебют в кино) или проблемами сценария (критику вызвал только шаблонный финал), сколько регулярными появлениями Тома Круза в СМИ. В 2005 году пу¬бличному терпению пришёл конец после пресловутых «прыжков на диване» в шоу Опры Уинфри, и из идола поколения Круз превратился в посмешище. Все обсуждали его брак с Кейти Холмс и скандал, раз¬горевшийся между Церковью сайентологии и создателями сериала «Южный Парк». А то, что он в кино снимался, не волновало уже никого.
«Падение» Круза в глазах общественности было настолько резким, что в том же 2006-м глава Paramount Самнер Редстоун объявил о расторжении партнёрского соглашения с Крузом и Вагнер. Какое-то время даже шли разговоры о «перезапуске» «Миссии» с Брэдом Питтом в главной роли.
В течение следующих двух лет Круза преследовали неудачи. Его план по возрождению студии United Artists приказал долго жить, как только первый же фильм, «Львы для ягнят» Роберта Редфорда, был разруган критиками и с треском провалился в прокате. Зритель больше не хотел видеть Круза на большом экране.
Спасение пришло в 2008 году в лице Бена Стиллера, который дал звезде небольшую, но очень колоритную роль продюсера Леса Гроссмана в своих «Солдатах неудачи». Неузнаваемый под толстым слоем грима Круз ошарашил киноманов и даже был номинирован на «Золотой глобус». Его образ стал настолько успешен, чтовскоре начались разговоры о съёмках отдельного фильма о Гроссмане. У Тома Круза открылось второе дыхание, все вспомнили, что он не только сверкающий белозубой улыбкой чудак с Наполеоновским комплексом, но ещё и талантливый актёр.
В конце 2008-го Круз и Редстоун наконец поми¬рились. А это означало, что «Миссия: невыполнима 4» получила «зелёный свет».
Джей Джей Абрамс на тот момент был занят до¬ведением до ума «перезапуска» вселенной «Звёздного пути», и уже запланировал съёмки «Супер 8», поэтому Крузу пришлось искать другого режиссёра для сиквела. Пойдя неизведанной тропой, выбор пал на режиссёра- аниматора Брэда Бёрда, создателя преступно недо¬оценённого «Железного гиганта», а также великолепных «Суперсемейки» и «Рататуя» на студии Pixar, за что получил два «Оскара». Круз и Абрамс (который участвует в новом фильме как продюсер) взяли Бёрда благодаря его способности сочетать ураганный экшен (сцены действия в «Суперсемейке» ни в чём не уступают лучшим творениям «Марвел») и интересных персонажей, заставляющих сопереживать (призрак повара Огюста Густо в «Рататуе» остаётся в памяти ещё долго после просмотра).
В этот раз съёмки проходили в России, Индии, Канаде и ОАЭ. За сценарий взялись ещё два партнёра Абрамса по «Шпионке» – Джош Эпплбаум и Андре Немек.
В четвёртой части жизнь Итана Ханта переворачивается с ног на голову. Во время выполнения тайной операции в Москве, агента и его коллег «подставляют», в результате чего Кремль остаётся в руинах, а прави¬тельство России готовится к войне с США. Президент задействовал «протокол Фантом», согласно которому отряд «Миссия: невыполнима» распускается. На самого Итана совершается покушение, при котором погибает его начальник (Том Уилкинсон). В результате, на стороне Ханта остаётся лишь несколько человек, один из которых – Брандт (Джереми Реннер), явно знает больше, чем говорит. Чтобы очистить свою репутацию и предотвра¬тить Третью мировую, бывшему агенту и его товарищам придётся объехать полмира, вывести на чистую воду не одного «плохиша» и вновь заниматься акробатикой, несо¬вместимой с жизнью. Только в этот раз герои полагаются исключительно друг на друга. Для родного правительства они – враги нации.
Среди актёров также появятся Саймон Пегг, Винг Рэймс (кстати, единственный актёр, кроме Круза, сняв¬шийся во всех четырёх фильмах), Пола Паттон («Дежа вю»), Джош Холлоуэй (сериал «Остаться в живых»), Анил Капур («Миллионер из трущоб»), Микаэль Нюквист (оригинальная «Девушка с татуировкой дракона») и даже Владимир Машков.
Трейлеры фильма обещают динамичное, жёсткое и зрелищное действие. Особенно впечатляет попытка Ханта проникнуть снаружи на один из верхних этажей не¬боскрёба в Дубае. Фильм снимался для показа в формате IMAX, без вездесущего 3D. Как и раньше, Круз настоял на том, чтобы выполнять свои трюки самостоятельно. Учитывая то, что бюджет фильма составляет около 200 миллионов долларов, за техническую составляющую можно не беспокоиться. И хотя мы уже не раз видели сюжеты в стиле «один против всех» (Джейсон Борн проходил через это уже три раза, Джек Бауэр – восемь), есть надежда, что в этот раз мы увидим фильм не только для спинного мозга, но ещё и для головного.
В любом случае, каким бы фильм ни оказался, его однозначно нужно увидеть на большом экране. Особенно если учесть, что в предновогоднюю пору основную конкуренцию ему будут составлять «Ёлки 2» и «Элвин и бурундуки 3».
Насчёт будущего киносериала уже ходят слухи, что студия Paramount хочет отправить агента Ханта на покой, и в следующих частях вывести на первый план агента Брандта в исполнении Джереми Реннера. В таком случае, он станет единственным актёром своего поколения, который участвует в создании сразу трёх многомилли¬онных франшиз (напомним, что он также играет Клинта «Соколиного глаза» Бартона в «Мстителях» и агента Аарона Кросса в «Наследии Борна»).
Но Крузу в любом случае нечего беспокоиться: он уже подписал контракт на съёмки в экранизации серии романов Ли Чайлда о Джеке Ричере. Но это уже совсем другая история.
интересная история! надо бы посмотреть этот фильм )))
а предыдущие не видели?)