«Меланхолия» Джорджо де Кирико

kiriko«Если бы я умер в 31 год, как Сера, или в 39, как Аполлинер, меня бы сегодня считали одним из главных живописцев вена. Знаете, что говорили бы эти глупые критики?! Что самый великий художник-сюрреалист — это не Дали, не Магритт, не Дельво, а я, Кирико!»

Первая кисть из Волоса
Наверное, он был прав, этот странный итальянец греческого происхождения. Ведь свои лучшие произведения Кирико создал, будучи молодым — в самом начале XX века. Его называли «основоположником сюрреализма», он заложил основы метафизической живописи («То, что я слышу, — ничего не значит, существует только то, что я вижу своими глазами, — и даже более того, то, что я вижу с закрытыми глазами»), им восхищался Пикассо. Несколько лет назад «Священные рыбы»- Кирико, написанные еще в 1918 году, были проданы с аукциона «Сотбис» за 1.2 миллиона фунтов стерлингов.

Джорджо де Кирико родился в 1888 году в городке Волос (Греция) в семье предприимчивого аристократа (отец Кирико занимался строительством железных дорог). Сама стройка, грохот молотков и десятки снующих туда-сюда рабочих — несомненно, завораживающее зрелище, но будущего художника больше привлекал тот момент, когда все затихало: уходили прочь землекопы и укладчики шпал, унося свои инструменты, замирали паровозы. Лишь изредка из гигантских механизмов вылетает случайная струя пара… Впоследствии эти детские воспоминания перекочевали на полотна Кирико.

В 1911 году он самостоятельно перебирается в Париж и там находит себе единомышленников. В «столице мира» у Джорджо, как и у многих попадавших в этот город художников, талант полностью расцветает.

Однако Первая мировая война резко отрицательно отразилась на творчестве мастера, а Вторая мировая так и вовсе выбила его из колеи. Несмотря на увлечение Ницше, Кирико не проникся идеями национал-социализма, но каким-то образом умудрился прожить в фашистской Италии вплоть до его краха.

А потом пошли метания. Художник, как говорится, выдохся: писал многочисленные копии своих же картин и сбывал их, выдавая за «единственные и неповторимые» подлинники, проповедовал идеи классицизма (чуть ли не в духе соцреализма), параллельно поливая грязью современное искусство, родоначальником которого сам являлся.

Пустая роскошь
Борис Мессерер, сейчас — народный художник России, а в 60-х годах прошлого века начинающий театральный декоратор, побывал в свое время в гостях у Джорджо де Кирико в Риме. Воспоминания Мессерера ярко характеризуют последние годы итальянского художника. Войдя в квартиру, мы были потрясены роскошью обстановки. На стенах — огромные картины в золотых рамах, где изображены какие-то кони и обнаженные женщины на этих конях, куда-то несущиеся. Сюжеты барочного содержания, никакого отношения к метафизической живописи не имеющие. Совершенно другой Кирико — салонный, роскошный, но абсолютно никаких авангардных идей».

Переводчицей при встрече служила супруга Кирико. но разговора как такового не получилось. Гости просили показать им «те самые» картины, сделавшие живописцу имя, но супруга упорно тыкала пальцем в висящую на стенах академическую мазню, утверждая, что это и есть истинный Кирико.

«Вдруг синьор де Кирико куда-то удаляется и неожиданно выносит сначала одну картину — маленькую метафизическую композицию, потом вторую, третью, четвертую и ставит их просто так, на пол в передней. Он понял, о чем речь! Мы потрясены, это те картины, которые мы хотели видеть! Супруга его была очень недовольна всей этой ситуацией. А потом уже выяснилось, что она дружила с Фурцевой, нашим министром культуры того времени, и они говорили на одном языке, языке соцреализма. У них была дружба идеологического рода, и мадам не хотела знать никакого авангардизма».

Джорджо де Кирико, когда-то один из самых перспективных художников, дожил до 90 лет под пятой своей соцреалистичной жены (он умер в 1978 году), закончив творческий путь картинами в толстых золоченых рамах, предназначенными лишь для шикарных гостиных и салонов.

«Меланхолия» Джорджо де Кирико: 2 комментария

  1. Ирина, к стыду своему признаюсь, что про Джордже де Кирико впервые узнал из Вашего поста. Хотя композиция на картине мне нравится, так как я — поклонник сюреализма.

Обсуждение закрыто.