Людмила Савельева: судьбу определила Наташа Ростова

Lyudmila_Saveleva45 лет назад, в 1966-м, на экраны СССР вышел фильм, положивший начало «поколению Наташ», — вторая часть легендарной киноэпопеи Сергея Бондарчука «Война и мир. Наташа Ростова».
Роль нежной, трепетной, смешливой Наташеньки сыграла молодая балерина Людочка Савельева. Два года спустя, получая «Оскара» за «Войну и мир», 26-летняя актриса была вынуждена оправдываться со сцены: «Я – совершеннолетняя!» После фильма к Савельевой приклеился образ вечной девчонки…

«ЕЙ РАЗВЕ ЧТО В КУКЛЫ ИГРАТЬ»
В 1956-м на экраны вышла американская киноверсия «Войны и мира». Фильм произвел фурор в мировом кинематографе. Решением ЦК КПСС режиссеру Сергею Бондарчуку было поручено снять «наш ответ» американской ленте. Самым сложным стало найти исполнительницу главной женской роли.
В поисках Наташи Бондарчук пересмотрел свыше полутора тысяч актрис. Безрезультатно. Так продолжалось до тех пор, пока помощница режиссера не решила пренебречь приказом шефа («Балерин не смотреть, они все плохие артистки!») и поискать нужный образ в Мариинском театре. Через время помреж привезла в Москву юную балерину Людмилу Савельеву.
«Это было ужасно, — вспоминает Савельева свою первую встречу с Сергеем Бондарчуком. – По лестнице здания киностудии «Мосфильм» спускался огромный, как мне тогда казалось, Бондарчук, а внизу стояла я – серая мышка, худенькая, русая, совершенно не похожая на Наташу. В его взгляде читалось: «Боже мой, что же я с ней буду делать…» «Кого вы мне привезли? Ей же разве что в куклы играть!» — невольно буркнул мэтр».
Первую пробу Людочка с треском провалила: ей было предложено сыграть совсем юную, улыбчивую и подвижную 13-летнюю Наташу, но балерина вела себя слишком скованно. Однако та же помощница режиссера, что привезла девушку в Москву, уговорила Бондарчука дать Людмиле еще один шанс.
«Я пришла на следующий день, и случилось чудо! Когда на меня надели платье, темный парик, когда зажглись юпитеры и вся площадка светилась, я совершенно забыла про камеры… Выскочила на какой-то помост, сыграла сценку на одном дыхании и… услышала голос Сергея Федоровича: «А в вас действительно от Наташи что-то есть», — рассказывает Савельева. Ее утвердили.

ПЕРЕРОЖДЕНИЕ В НАТАШУ
Съемки грандиозной киноэпопеи длились несколько лет. Этот долгий срок перечеркнул карьеру Савельев как балерины. Первое время актриса еще пыталась совмещать работу на съемочной площадке и в Мариинском театре, но вскоре начала буквально терять сознание от усталости. Пришлось выбирать, и Людочка выбрала кино. «О чем совершенно не жалею, — признавалась она позже. – Единственное, чего действительно жаль: мне так и не удалось сыграть балерину – никто из режиссеров не пожелал воспользоваться моим умением танцевать».
Впрочем, Бондарчук относился к балерине куда бережнее, чем к другим актерам. Например, когда Людочка объявила режиссеру, что не желает репетировать – мол, теряется естественность, — авторитарный Сергей Федорович… вдруг согласился. Людмиле просто вручали текст, она его учила, а затем первый и последний раз проигрывала свою сцену перед камерой.
«Поначалу было очень сложно, — вспоминает актриса. – Особенно играть 13-летнюю девочку: бегать, хватать кого-то за руки, кричать: «Посмотрите папА!» — и без умолку смеяться. Но потом произошло какое-то перерождение. Я настолько прониклась Наташей, что, если бы меня ночью разбудили и спросили, как бы она могла поступить в таком случае, я бы, не задумываясь, точно ответила как».

БЫЛА НАИВНОЙ ДУРОЧКОЙ
В фильме, как и книге, Наташа нашла свое личное счастье. И… подарила его Людмиле: во время съемок бывшая балерина вышла замуж за знаменитого актера Александра Збруева.
Первую встречу с ним Савельева описывает так: «Я только что закончила сниматься в сцене первого бала Наташи Ростовой и вышла в коридор в банальном платье, в гриме. Збруев в это время снимался в картине «Чистые пруды». Когда он меня увидел, голову потерял: «Так ты и есть Наташа Ростова?» Мы долго с ним встречались, гуляли по Москве ночи напролет. Я была наивной дурочкой, как будто из другого века… Форменной Наташей!»
Спустя два года после завершения съемок Савельева родила дочь. Людмила и ее муж Александр конечно же нарекли девочку Наташей. А тем временем в мире восходила звезда Савельевой, которую иностранные журналисты тоже звали не Людмилой, а Наташей…

ПРЕВЗОШЛА СОФИ ЛОРЕН И МАСТРОЯННИ
«Ты играешь лучше, чем я», — под конец съемок признал Бондарчук. И… отправил Людмилу представлять советскую «Войну и мир» в странах Европы, США, Японию. За океаном Людочка получила «Оскар» (за «Лучший фильм на иностранном языке»), в Италии близко познакомилась с режиссером Федерико Феллини и актрисой Джульеттой Мазиной, которые в один голос уговаривали советскую актрису «не зарывать талант», ограничиваясь съемками в советских фильмах. Итальянец же Витторио де Сика пригласил «Наташу» сняться в его новом фильме «Подсолнухи» — вместе с такими звездами, как Софи Лорен и Марчелло Мастроянни. А потом и сам приехал за Савельевой в Москву.
«Помню, чуть позже, в Токио увидела яркую афишу: наверху огромного подсолнуха – мое имя круглыми иероглифами, а внизу – едва заметны имена Лорен и Мастроянни», — вспоминает актриса.

ГЕРОИНЮ УСТУПИЛА ЕЛЕНЕ СОЛОВЕЙ
Наташа Ростова определила кинематографическую карьеру Савельевой. «Мне очень трудно пришлось после мировой славы, — признается она. – Не смогла заставить себя опустить планку, столько скверных сценариев прочла! Очень не хотела играть розовых барышень, хотелось настоящую большую роль, совершенно не похожую на Наташу. Ждала я этих ролей годами…»
После Наташи актриса выбирала себе роли девушек «с именем и фамилией»: Серафиму Корзухину в «Беге», Нину Заречную а «Чайке», Луизу Пойндекстер в «Всаднике без головы», Юлию Вревскую в «Юлии Вревской»… Однако в 1970-х предложений Савельевой поступало все меньше. Главной «утонченной героиней» советского кино с подачи Никиты Михалкова стала актриса Елена Соловей. К концу 1980-х «Наташа Ростова» и вовсе исчезла их экранов.
«Судьба, которую прочил Толстой своей любимой героине, стала в какой-то мере и моей судьбой», — признается Савельева. И не лукавит. Главное место в ее жизни, как и в жизни Наташи, заняла семья: с Александром Збруевым Людмила неразлучна уже почти пол столетия.

Людмила Савельева: судьбу определила Наташа Ростова: 6 комментариев

  1. Когда читала книгу после просмотра фильма, то четко видела именно ее образ.

  2. Не читал и не смотрел войну и мир, по крайней мере в школе и в то время. Возможно сейчас было бы интересно но как то все не получается :)

  3. удачно подобрали образ
    а ВиМ почитайте, после 30 лет уже можно читать, сильная вещь

Обсуждение закрыто.