«

»

Апр 02 2012

Людмила Гурченко: маленькая женщина, большая Актриса

gurchenko«А еще я спрашиваю себя: если бы я знала, бегая по харьковским улицам, какая борьба меня ждет — изматывающая, где бьют ниже пояса, подставляют подножку, улыбаются ненавидя, — бросила бы я отчий дом? Кинулась бы в этот водоворот? Да! Я бросила бы отчий дом и кинулась в водоворот, не боясь сломать себе голову и переломать ноги. А иначе что такое актриса?»
Людмила Гурченко

«Хай буде Люси!»
… Марк Гаврилович Гурченко разволновался не на шутку: он только что отвез жену Елену в роддом и сейчас маялся в ожидании. И, чтобы скоротать время до появления младенца, зашел в кинотеатр. Показывали американский фильм «Акулы Нью-Йорка», который произвел на Марка Гавриловича такое впечатление, что после сеанса он отправил жене записку: «Если родишь мне орла, будет Аланом. Если девочка, хай будет Люси». (Аланом и Люси звали главных героев.) В загсе девочку записали более прозаично: «Людмила», но для отца, для любимых и друзей, а позднее — и для многомиллионной армии поклонников ее таланта она навсегда осталась просто Люси. Люся Гурченко.

«Моя дочурочка, моя клюкувка, моя богинька» — вот кем была она для отца. Далеко не каждый человек получает от родителей такую моральную поддержку, какую получала Людмила: Марк Гаврилович считал свою дочь самой талантливой и вообще — совершенно исключительной: «Ну, распрями плечи, распрастри глаза ширей, уперед!» А уж как она его любила… Нет, не любила — обожала, боготворила! (Впоследствии, в 1982 году, выйдет книга, написанная Людмилой Гурченко, — «Мое взрослое детство», все страницы которой пронизаны этой любовью.)

Пять минут и много-много лет
В 1953 году Люсю приняли во ВГИК. А 1956-й принес ей роль в «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова и оглушительный успех, внезапно сменившийся бедой. Молоденькую, хорошенькую актрису заметил КГБ. В 1957 году в Москве ожидался Всемирный фестиваль молодежи и студентов, нужны были тайные осведомители. «Люди в сером» сделали Гурченко предложение, от которого, по их мнению, нельзя было отказаться: московскую квартиру, машину с шофером, роли по ее желанию — взамен на…м-мм… информацию. Она отказалась — и надолго попала в опалу. Одна весьма и весьма уважаемая газета поспешила сообщить: милая, улыбчивая Леночка Крылова, которую сыграла Л.Гурченко, — отпетая мещанка: «Такие нам не нужны!».

Актриса исчезла с экранов. Нет, она снималась: в эпизодах, крошечных и незначительных; колесила по стране с концертами — выступала на заводах, в колхозах, тюрьмах. А в середине 60-х Гурченко пришла в «Современник», но — не срослось: роли были не те, а плести интриги она не любила. Да и театр не давал ей тех ощущений, которые с избытком дарил кинематограф. .

Позднее, после выхода первой автобиографической книги «Мое взрослое детство», поклонники актрисы буквально завалят ее письмами. Будет среди них и такое: «Как вы выбрались из этой глубокой, темной ямы забвения?». Рецепт несложный, считала Гурченко, хотя не всякому подойдет: «Хочешь выжить — умей терпеть». Она терпела, ждала и наконец дождалась: режиссер Владимир Трегубович пригласил ее на главную роль в фильме «Старые стены». Актрису увидели с неожиданной стороны: оказывается, она способна играть драматические роли! Да, она талантлива! Успех, грандиозный успех! Гурченко даже удостоили Государственной премии. Казалось бы, живи да радуйся, но… В том же, 1973 году умер ее отец.

Работа — до седьмого пота, до полуобморочного состояния, до забвения самой себя — вновь помогла выжить. Актерское кредо: на съемочной площадке больных, несчастных и неспособных нет. Людмила Гурченко была универсальной актрисой, которой подвластны все жанры: комедия и буффонада, трагедия и трагикомедия, военная драма и мелодрама и, конечно же, мюзикл. «Любимая женщина механика Гаврилова» (1981), «Пять вечеров» (1978), «Мама» (1976), «Вокзал для двоих» (1982), «Любовь и голуби» (1984), «Двадцать дней без войны» (1976) навсегда останутся в золотом фонде российского кинематографа. В 1983 году Людмила Гурченко была признана лучшей актрисой года, по мнению читателей журнала «Советский экран», и сам Юрий Андропов подписал указ о присвоении ей звания Народной артистки СССР.

В 1987 году состоялось ее первое сольное выступление в Главном концертном зале «Россия», в 1991-м вышел сольный альбом. А в 2000 году Людмилу Марковну наградили орденом «За заслуги перед Отечеством IV степени».

Поджечь свой дом
«Однажды на встрече со зрителями Никита Михалков сказал, что есть актрисы, которые семью, ребенка не променяют на хорошую роль, и, покосившись в мою сторону, сказал, что «она» за хорошую роль может поджечь свой дом, сама принесет керосин, — потом будет раскаяние, суд, но роль она сыграет. Я тогда аж сжалась вся. Да нет, не подожгла бы я дом, конечно. И все же это правда. Все мои недуги в работе излечиваются. Но если что-то не так в работе -дом меня не излечит. Дом, мой дорогой дом, прости. Прости меня, любимая семья, за то, что ты в жизни для меня не главное», — писала Людмила Гурченко в одной из книг.

Да, так уж получилось: в первую очередь она была актрисой. А женой, матерью, бабушкой — это все уже потом, потом… Распадались все ее браки: с первым мужем, сценаристом Борисом Андроникашвили (от которого она родила единственную дочь, Машу); со вторым — актером Александром Фадеевым; с третьим — знаменитым певцом Иосифом Кобзоном (причем этот развод оказался особенно болезненным, бывшие супруги долгое время даже не здоровались); и, наконец, с четвертым — молодым музыкантом Константином Купервейсом. Семейного счастья, увы, никак не получалось: «А слово «брак» у меня стало ассоциироваться с браком пленки. Это значит переснимать — опять плакать, рыдать, умирать. Ужас! Я уходила из браков.»

Личная жизнь не задалась? Ну, да и черт с ней! Гурченко было не до сантиментов — пришли лихие девяностые. Актриса моталась по городам с концертами, участвовала в антрепризе и при любой возможности пыталась сниматься: успеть, успеть, успеть! Пока есть силы, пока ее помнят! Да, она — звезда первой величины, которую полюбило уже новое поколение зрителей, но память у них — ох, как коротка! Актриса слишком хорошо помнила, что такое сидеть без работы и ни в коем случае не хотела повторения пройденного, ни в коем случае!

На съемках фильма «СекСказка» судьба наконец-то послала Гурченко человека, ставшего для актрисы всем — «крепким плечом» и родной душой, советчиком и продюсером. Звали его Сергей Михайлович Сенин. Они поженились в 1994 году. И, казалось, счастье теперь можно потрогать рукой, но… не зря судьбу иногда называют «злодейкой»: через четыре года не стало старшего — любимого! — внука актрисы: «В декабре 98-го умер наш Маричек. От передозировки наркотика. В 16 лет… Рухнула моя радость. Больше мне терять нечего. Вхожу, не оглядываясь, в подъезд. Могут подстрелить из-за угла и чем-нибудь жахнуть по голове. Все равно!» Еще через полгода ушла из жизни Елена Александровна, мать актрисы. Как, скажите, выдержать такое, как не сойти с ума от горя?! Спасают Людмилу Марковну внимание мужа и… да-да-да, угадали! — работа. Как, впрочем, и всегда.

Красота требует жертв
«Что скрывать, когда на первой же странице моей книги написано: «Я щрдиласъ 12 ноября 1985 года». Скрывать — это глупо». Ш тем не менее, Гурченко делала пластические операции: публика не должна была видеть ее увядание! Внешность — актерский инструмент немаловажный. Актриса 8 раз ложилась под нож пластических хирургов: впервые — еще в молодости, изменив разрез глаз. Затем — в начале 80-х годов прошлого века, потом в 2002, 2005, 2009-м… Какое надо иметь мужество, чтобы в 73 года выдержать шесть часов йод общим наркозом! Врачи отговаривали, напоминали об имевшемся хроническом полиартрите, больных почках. Но Людмила Марковна была непреклонна: она должна быть красивой и точка!

Злопыхатели шипели: «Все чего-то молодится, все хорохорится! Не умеет стареть достойно!» Да, Люся Гурченко не хотела стареть, категорически не хотела. Одному из корреспондентов она с гордостью заметила, что на ней до сих пор идеально сидят платья времен «Карнавальной ночи». Как так?! А запросто! «Женщина — не гармошка: поправлюсь-похудею, поправлюсь-похудею. Надо уметь держать себя в руках», — считала актриса. Позиция, достойная уважения.

Впрочем, силы воли Людмиле Марковне всегда было не занимать. Так, в 1976 году, на съемках музыкальной сказки «Мама», актриса получила травму правой ноги: врачи собирали ее просто по кусочкам. Увы! Нога так и осталась на полтора сантиметра короче, но Гурченко не была бы самой собой, если бы через короткое время вновь не смогла танцевать.

Еще одна звезда
… Она умерла за просмотром диска программы, снятой в Киеве по заказу телеканала «Интер». Все двенадцать песенных номеров фильма-концерта «Легенда» получились просто замечательными (впрочем, как и все, за что бралась Гурченко). Но посмотреть Людмила Марковна успела лишь два и — потеряла сознание. Муж вызвал «Скорую», та приехала, минуя огромнейшие пробки, и следующие полчаса медики пытались спасти актрису. Напрасно… Острая сердечная недостаточность. Это случилось 30 марта 2011 года.

Никто не мог поверить в ее смерть, никто не хотел верить. Людмиле Марковне незадолго до того страшного дня стало лучше после операции на бедре (она сломала его, поскользнувшись на припорошенном снегом льду). Актриса уже вернулась домой и вовсю строила творческие планы, а в тот день — с удовольствием позавтракала, смеялась, шутила с Сергеем Михайловичем. И вдруг…

Актер Дмитрий Нагиев в интервью газете «Труд», данном после смерти Людмилы Марковны, признался: «Наверное, я не пойду на похороны, очень всего этого боюсь. Все время оставляю себе детскую надежду, что если меня там не будет, то, значит, она и не умерла».

Людмила Марковна Гурченко упокоилась с миром 4 апреля 2011 года на Новодевичьем кладбище. Кто-то из поклонников актрисы написал комментарий к статье о похоронах: «Она не умерла. Просто на небе зажглась еще одна звезда». Лучше не скажешь!

2 комментария

  1. Анна

    Великая актриса! Сейчас таких нет! Светлая память.

    ответить

    Иришка Reply:

    Согласна, что нет..

    ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Вы можете использовать эти теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>