«Любимая женщина…» выбрала Шакурова, а не Высоцкого

gurchenko30 лет назад на экраны СССР вышел странный и пронзительный фильм «Любимая женщина Гаврилова». Его главный герой не сказал ни слова – тем не менее, роль Гаврилова стала одной из визитных карточек актера Сергея Шакурова.

Сценарий «Любимой женщины…» написал совсем молодой Сергей Бодров-старший – будущий режиссер фильмов «Катала», «Кавказкий пленник», а на тот момент – недавний выпускник сценарного факультета ВГИКа. Поэтому в общем-то неплохой текст автору срежиссировать не доверили, а отдали уже мастистому создателю фильмов Петру Тодоровскому (как оператор снял «Весну на Заречной улице», как режиссер – «Городской романс»). Сергей не сопротивлялся, лишь поставил одно условие: в главной роли он видел только Людмилу Гурченко.
Сергей Бодров-старший засветился в небольшом эпизоде фильма: будущий режиссер сыграл молоденького матроса, которого героиня Гурченко встретила на корабле, куда пришла в поисках пропавшего жениха.

ЛЮДМИЛА ГУРЧЕНКО (РИТА)
Роль невесты Риты стала одной из самых ярких ролей в карьере Людмилы Гурченко. Однако сама актриса не считала свою игру удачной. В книге «Аплодисменты» Гурченко признавалась: Рита – явно не ее героиня. «Что такое «сценарий написан на актера»? Это значит, что он написан на актера А, а не на актера Б. В этом сценарии учтены все возможности актера А. Это я к тому, что сценарий «Любимая женщина механика Гаврилова» считался написанным для меня. Но как только начался съемочный период, я еще и еще раз понимала, что режиссер сделал большую ошибку, пригласив на эту роль меня. Ему виделась другая женщина, «красивая и независимая, которая постоянно фонтанирует», чуть растрепанная и вибрирующая. Сыграй эту роль другая актриса, картина, наверное, получилась бы оригинальнее, теплее, темпераментнее. Но на роль он пригласил меня. Это был его ошибка и наше обоюдное несчастье», — вспоминала актриса.

ПЁТР ТОДОРОВСКИЙ, РЕЖИССЕР
«У нас с Людмилой Гурченко постоянно возникали споры. Она замечательная актриса и бесконечно талантливый человек. Бог ей дал все, но после первого успеха ей долго не везло, и она на каждого режиссера стала смотреть с прищуром. Поэтому было сложно», — вспоминал о тех съемках Тодоровский. Да и Гурченко признавалась: «Начал портиться у меня характер, вот такое дело. К своему несчастью, я стала кое-что понимать. Понимать больше, чем требуется в моей независимой профессии. Раньше в фильме видела только свою роль, и не больше… А в «Любимой женщине…» наши разногласия с режиссером стали явными. Слава Богу, что к тому, восьмидесятому году я уже не боялась рисковать, идти против течения».
По требованию Гурченко в ленте были «зарезаны» несколько больших диалогов: актриса считала, что в этих сценах ей (и ее партнерам) говорить нужно было не словами, а глазами, фигурой, поворотом головы. Одной из «жертв» стал актер Анатолий Васильев, сыгравший бывшего любовника Риты.

АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВ (СЛАВА)
К моменту начала съемок в «Любимой женщине…» свою самую яркую роль актер уже сыграл – мягкий Валентин Ненароков из фильма «Экипаж», вышедшего в 1979-м, стал почти национальным героем СССР. Поэтому Васильев легко согласился на то, что его диалог с Гурченко сократили почти в три раза.
В сценарии предполагалось, что Рита будет достаточно долго беседовать с бывшим любовником Славой – чтобы зритель смог понять нюансы их сложных отношений. Но Гурченко потребовала «играть глазами». «Васильев лишился большого диалога, но выиграл, — написала актриса в «Аплодисментах». – Недосказанность дает волю зрительскому воображению, держит интерес. Долгие взгляды героини и героя – в них заключены все подробности того, что написано в диалоге режиссерского сценария. Позже зритель поймет, что Слава – человек несвободный. Он – горькое прошлое Риты».
Анатолий Васильев востребован и сегодня. В сериале «Сваты» он играет немножко наивного дедушку Юру, которого его волевая супруга крепко держит под каблуком.

СЕРГЕЙ ШАКУРОВ (ЛЕВ ГАВРИЛОВ)
Тодоровский довольно долго колебался, кого пригласить на роль «мужчины-мечты» Гаврилова: Владимира Высоцкого или Сергея Шакурова. В дело вмешалась опять-таки Людмила Гурченко, которая твердо заявила: «Давайте Шакурова, он посильнее в актерском мастерстве». И не прогадала: они вдвоем удивительно сошлись в том, как нужно подавать зрителям механика Гаврилова.
По сценарию, Гаврилов появлялся в инвалидной коляске, с гипсом на левой ноге и повязкой на руке. Но Гурченко недоумевала: «Это что же, моя героиня ждет-ждет, ищет-ищет какого-то необыкновенного, ни на кого не похожего, отвергает троих вполне приличных товарищей. И вдруг появляется герой в инвалидной коляске. Да и что за герой, которого «сломали» в бытовой драке?!»
Подобным же образом мыслил и Шакуров: «Гипс мне не нравился, и я решил сделать сцену на несколько градусов выше. Придумалась милицейская машина, ребята, которые держат меня за руки, ну я и сделал вот такого горячего Гаврилова. Хотя сейчас, кажется, что можно было пойти еще дальше. Надо было бы обязательно взять Гурченко за руку, даже если бы для этого пришлось разбить витрину. Это было бы очень точно по выражению накала чувств наших героев», — говорил актер в одном из интервью.
«Шакуров сыграл в трех минутах все! Он появился на экране таким, каким ждали его зрители. Таким, какого ждала и любила Рита», — восхищалась партнером Людмила Гурченко.

«Любимая женщина…» выбрала Шакурова, а не Высоцкого: 4 комментария

Обсуждение закрыто.