Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

Экскурсия по легендарным «пассажирам» нашей авиации: «полтинник» Ту-154М (RA-85663) и «батон» Ил-86 (RA-86103), переданные на хранение в 2010 и 2008 годах, соответственно.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

Самолёт Ту-154 разработан в конце 1960-х годов для замены устаревших Ту-104, Ан-10 и Ил-18.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

Это трёхдвигательный турбореактивный самолёт для линий средней протяжённости.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

Модификация Ту-154М эксплуатируется с 1984 года, а производилась вплоть до 2012-го.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

Основные стойки шасси оборудованы дисковыми тормозами и вентиляторами охлаждения. Во время полёта шасси убираются в специальные гондолы на крыльях.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

В задней части самолёта находится салон эконом-класса примерно на сотню мест.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

Обозначение кресел в рядах.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

Пассажирский пульт, один на три места.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

Полка для ручной клади.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

В последней секции – аппарат внутренней экстренной связи.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

В хвосте салона справа и слева расположены аварийные выходы.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

У выходов – надувные трапы.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

В самом хвосте самолёта – туалеты.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

Интерьер санузла.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

Между салонами эконом- и бизнес-класса расположена ещё пара выходов.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

Здесь же – буфет.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

Места для бортпроводников.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

Детекторы дыма.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

В салоне бизнес-класса сидения куда комфортнее, есть складные столики, спрятанные в подлокотниках, как показано на фото ниже.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

Кроме того, салон украшен двумя гобеленами с изображениями Москвы.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

Внизу перегородки прямо перед кабиной пилотов спрятана незаметная кнопка экстренной тревоги, которую стюардесса может нажать пяткой в случае террористической угрозы.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

За креслами пилотов расположено место бортинженера. Снизу слева видны ручки управления двигателями (РУДы) и рычаги останова двигателей (РОДы).

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

Приборная панель, вид из кресла второго пилота.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

Средняя приборная панель.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

Панель КВС и «погодный» радар.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

На верхней панели – средства радиосвязи.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

Потёртый штурвал с висящей на нём гарнитурой.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

Покинем Ту-154, перейдём к Илам, которых на стоянке МГТУ ГА имеется два, но один из них, третий лётный экземпляр СССР-86003, работал на испытаниях систем и имеет пустой салон.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

Второй же, RA-86103, дорабатывает лётный ресурс при обучении студентов.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

Ил-86 – первый и самый массовый советский широкофюзеляжный пассажирский самолёт, разработанный в КБ Ильюшина в 1970-х годах.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

На самолёте установлены четыре двигателя НК-86 тягой по 13 тс.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

Двигатели оказались слабым местом самолёта, из-за невозможности их модернизировать пришлось разрабатывать Ил-96.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

Рулевая передняя стойка шасси.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

Самолёт двухпалубный. Входы находятся на нижней палубе, они оборудованы складными лестницами.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

Для прохода в салон пассажирам нужно было подняться по одному из трёх внутренних трапов.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

В этом самолёте было три пассажирских салона эконом-класса, рассчитанные на 350 мест.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

Полки для ручной клади.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

В отличие от современных лайнеров, в Ил-86 не было багажных полок над средними рядами.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

В спинках кресел – кондиционеры и складные столики.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

В салоне имеются аварийные выходы, которые в зарубежных аэропортах, где имелись высокие трапы, использовались как основные. В каждую дверь вмонтирован надувной аварийный трап.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

В хвосте расположены шесть туалетов. Крайний левый всегда приберегался для нужд экипажа.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

Интерьер другого туалета, расположенного возле кабины пилотов.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

В середине салона была кухня.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

Для доставки контейнеров с едой с нижней палубы было предусмотрено два лифта, до сих пор действующих.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

Спустившись на лифте вниз, оказываемся на кухне.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

Сюда же ведёт люк для загрузки пищи.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

Рядом – обширное багажное отделение.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

Остальное пространство нижней палубы занимают отсеки с оборудованием.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

Наконец, заглянем в просторную кабину пилотов.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

Место радиста.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

Приборная панель бортинженера.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

Приборная панель пилотов во всём великолепии.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

Место КВСа.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

РУДы.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

Авиационные часы АЧС-1.

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

Панель приборов, всё блестит и светится. Командно-пилотажный и навигационно-пилотажный приборы, стрелочные указатели барометрических и радиовысотомеров, индикатор курсовых углов, указатели скорости и ускорения…

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86

Легенды советского авиастроения Ту-154 и Ил-86