С тех самых пор, как появился алкоголь, у человечества начались проблемы. Зачем было изобретать то, с чем потом нужно так тяжело и зачастую абсолютно безуспешно бороться? Власти различных стран в разное время пытались ограничивать доступ к зелёному змию. Такие попытки всегда заканчивались провалами. Времена «сухого закона» часто способствовали изменениям в обществе, которые далеко не всегда были положительными. А уж что такая грустная жизнь делала с романтиками! До чего довёл в своё время «сухой закон» американцев — далее в обзоре.
Странная пропаганда трезвого образа жизни
Правительство США избрало весьма странный способ для пропаганды трезвого образа жизни. Ещё в конце XIX века власти решили бороться с пагубным пристрастием, которое грозило погубить молодую нацию. В Америке возникло целое движение за умеренность. Таким образом активная часть населения пыталась сократить потребление алкоголя в стране. Активисты движения изготовили для этого несколько «карт умеренности». Это были картографические иллюстрации с вымышленной топографией, которые были призваны предостеречь от употребления алкоголя, проинформировать население о его вреде и показать все преимущества трезвого образа жизни.
Почему именно карты? Возможно, потому что на таком аллегорическом примере проще всего было продемонстрировать полную территориальную экспансию. Оставаться в таких условиях трезвенником было очень сложно. Это можно было сравнить с долгим и трудным путешествием, требующим преодоления весьма опасной местности. Так, на карте был мыс Отчаяния, острова Вина, Залив Нищеты, но также и Земля Обетованная, достичь которой можно было, пройдя мыс Реформ и Королевство Покаяния, сделав краткую остановку в Провинции Удовлетворённости.
Все ужасы пути в обратном направлении демонстрировала карта от компании Black Valley Railroad. На ней был изображён поезд, паровоз которого носил название «Белая горячка». Остановки также выглядели весьма красноречиво: станция «Кривой Пьяница», город Нищих, долина Азартных игр, Логово Грабителей, Тюрьма, Страна Демонов, долина Маньяков и, наконец, станция «Полное Разрушение».
Надо сказать, что любители выпить также не отставали в изобретательности и весьма часто демонстрировали в деле пропаганды не меньшую креативность. Так, например, на одной из карт, которая превозносила удовольствие от выпивки в ранг неземного, использовалось такое количество каламбуров, двусмысленностей, образов и терминов, что только диву даешься! Там были острова Удовольствий, водоёмы, носившие названия популярных спиртных напитков, песчаная коса в виде барной стойки.
Каждый объект на карте относился к какому-нибудь аспекту употребления алкоголя. На карте даже есть признание в любви, адресованное бутылке виски. Такое любовное письмо, адресованное спиртному, создал хьюстонский архитектор Х. Дж. («Хейни») Лоуренс в 1931 году, за два года до окончания действия «сухого закона».
В 1920-1933 годах на всей территории США действовал так называемый «Сухой закон». На государственном уровне было запрещено производство, ввоз, перевозка и продажа спиртных напитков. В каком-то смысле «сухой закон» стал конечным результатом движения за умеренность.
Последствия «сухого закона»
Запрет, конечно, значительно сократил, но не исключил употребление алкоголя. Это также создало огромные возможности для теневого бизнеса. Именно этот период американской истории связан с возникновением и развитием организованной преступности, мафии. Во всех штатах возросло количество преступлений: краж со взломом, убийств, грабежей. Также потребление запрещённых веществ выросло почти на 50%. К началу 1930-х годов окончательно стало понятно, что социальные издержки сухого закона сильно перевесили довольно призрачные выгоды.
Во время действия «сухого закона» алкоголь в обществе стал ассоциироваться с чем-то неимоверно важным для жизни, стал неким синонимом достатка и роскоши. Кроме романтизировавших алкоголь карт, население изобрело огромное количество коктейлей, которые популярны и сегодня.
В целом по стране потребление алкоголя, сразу после введения запрета, упало до 30% от уровня, существовавшего до введения «сухого закона». В последующие годы эта цифра выросла примерно до 60-70%. На таком уровне потребление спиртных напитков оставалось вплоть до отмены запрета. Добавить тут можно разве что одно: запретный плод, как известно, сладок.