Катальная горка: русская зимняя забава, популярная у простолюдинов и царей

Всем известно, что развлечения русских царей не всегда соответствовали современным представлениям о безопасности. Чаще всего в связи с этим вспоминается Петр I, от буйной фантазии и своеобразного чувства юмора которого пострадал не один придворный. Однако рассудительная и достаточно спокойная Екатерина II тоже имела одну страсть, которая через пару сотен лет стала популярным во всем мире аттракционом.

Катальная горка: русская зимняя забава, популярная у простолюдинов и царей

Это не очень известный факт, но одна из величайших императриц на русском троне обожала кататься с горок. Русская зимняя забава была очень популярна в XVIII веке. Любили ее как простолюдины, так и знать. Для обычных людей в то время зимой сооружали гигантские двускатные горы и заливали их водой.

Катальная горка: русская зимняя забава, популярная у простолюдинов и царей

М.-Ф. Дамам-Демартре (1763-1827), Катание с гор на Неве

Подобные развлечения любили и при дворе. Вот как описывает это варварское веселье жена английского посланника леди Рондо. Письмо было отправлено из Санкт-Петербурга в 1735 году при правлении Анны Иоановны:

«…сообщу вам о новом развлечении, бывшем у нас при дворе этою зимою. Из досок устроили скат, который шел наклонно из первого этажа дворца во двор; по ширине он годился для проезда кареты, а с каждой стороны его были сделаны небольшие перила. На этот скат лили воду, и когда она замерзла, то лили воду снова до тех пор, пока лед не сделался достаточно толстым. Придворные дамы и кавалеры садились в сани и спускались вниз. Движение при этом было так быстро, что его можно сравнить только с полетом птицы… Если же сани встретят какое-нибудь препятствие, то сидящий в них падает кувырком, что, как я думаю, делается для потехи. Все бывающие при дворе должны испытать такое катанье, но до сих пор никто еще не сломал себе шеи. Я очень тревожилась, чтобы меня не заставили скатиться по этой опасной машине, потому что опасалась не только сломать себе шею, но и боялась той неблагопристойности, о которой без ужаса нельзя и думать.»

Позднее, уже при Елизавете Петровне, была построена огромная катальная горка в Царском селе. Скатывались по ней в специальных колясках на колесиках, поставленных на рельсы, поэтому кататься можно было не только зимой, но и летом. Именно эта царская забава позднее стала прототипом для американских горок, которые во всем мире называют «русскими».

Катальная горка: русская зимняя забава, популярная у простолюдинов и царей

Катальная горка в Царском селе

Для удобства катающихся горка начиналась не с обычной лестницы, а с балюстрады второго этажа специального павильона. Строительство всего этого развлекательного комплекса продолжалось 12 лет (начиная с разработки проекта) и было завершено в 1757 году. Проектом здания занимался сам Растрелли, а техническую часть аттракциона рассчитывал знаменитый русский инженер А.К.Нартов. Кстати, это сооружение для того времени были уникальным – спуск происходил с высоты около 20 метров, а общая длина горки составляла 270 метров. Обратно тележки затаскивались специальными катальными машинами, приводимыми в движение лошадьми.

Катальная горка: русская зимняя забава, популярная у простолюдинов и царей

Колясочка. Катались на таких тележках вдвоем – дама сидела, а кавалер стоял сзади.

Екатерина II была горячей поклонницей этого развлечения. В первый же год своего правления она начала строительство второго подобного увеселительного комплекса в Ораниенбауме. Здесь протяженность всего сооружения составила уже 532 метра. Архитектором здания стал Антонио Ринальди. Именно этот изящный павильон, известный теперь как «Катальная горка», и прекрасная аллея остались нам на память о царских забавах.

Катальная горка: русская зимняя забава, популярная у простолюдинов и царей

Павильон Катальная горка в Ораниенбауме

Сам павильон был прекрасно обставлен, и Екатерина проводила в нем торжественные приемы и мероприятия.

Катальная горка: русская зимняя забава, популярная у простолюдинов и царей

Катальная горка в Ораниенбауме. Фарфоровый кабинет.

В 1774 году, когда строительство завершилось (длилось оно также 12 лет), этот комплекс был настоящим техническим чудом. Горка имела 4 промежуточных подъема, и поэтому была очень похожа на современные аттракционы. Три колеи суммарно были шириной около шести метров (две боковые предназначались для подъема тележек). Огромная колоннада-галерея опоясывала все это сооружение, по ее верху можно было гулять.

Катальная горка: русская зимняя забава, популярная у простолюдинов и царей

Катальная горка в Ораниенбауме. Реконструкция В.Гаврилова

Конечно, уровень безопасности этого развлечения отличался от современного. Русский писатель и краевед XIX века М.И. Пыляев описывает такой эпизод:

«Графъ Орлов обладал необыкновенною телесною силою. Он мог удерживать шесть лошадей, скачущих во весь опор в колеснице, схватив последнюю за колесо. Он спасъ Екатерину от неизбежной смерти, когда на устроенных въ Царском Селе высоких деревянных горах она катилась въ колеснице и медное колесо выскочило из колеи. Граф Орлов, стоя на запятках, на всем раскате спустил ногу на ту сторону, где была опасность, а рукой схватился за перила и таким образом удержал колесницу».

Возможно, что этот эпизод охладил пыл императрицы к экстриму. Однако известно, что катания в Ораниенбауме продолжались до 1801 года. Затем конструкции стали постепенно ветшать без должного ухода, и в 1813 году колоннада рухнула. Разобрали ее только в 1850-м. Катальную горку в Царском селе эта же участь постигла еще раньше – ее Екатерина приказала демонтировать еще в 1792 году, причем снесли и сам павильон.

источник