Творчество Джотто ди Бондоне называют предтечей раннего Ренессанса. Это был первый итальянский художник, который отошел от «плоской» средневековой живописи и привнес реализм и объемность в свои картины. Для своего времени художник являлся настоящим новатором, а такие признанные мастера, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль восторгались и вдохновлялись его творчеством. Петрарка писал о нем: «Перед образами Джотто испытываешь восторг, доходящий до оцепенения».
Вплоть до XIII века практически вся европейская (особенно итальянская) живопись находилась под влиянием византийских традиций. Искусство Византийской империи проявлялось исключительно в религиозном ключе, т. е. мастера писали только иконы согласно строгим догмам. Плоские лица, неестественные позы, непропорциональность в пространстве. Главным в то время считалось духовное, а не телесное.
Итальянцы послушно продолжали писать невыразительные образы вплоть до XIII века. Джотто ди Бондоне стал настоящим новатором в манере изображения библейских сюжетов. Его картины и фрески очень отличались от традиционной живописи того времени. Изображаемые образы перестали быть эмблематичными, приобрели индивидуальные черты, у них появились эмоции.
Самыми известными сохранившимися работами Джотто являются фрески в капелле Скровеньи (дель Арена) в Падуе. Они были созданы в период с 1303 по 1305 гг. Художник изобразил целый библейский цикл из 36 фресок. Каждая из них расположена в строгом логическом порядке на стенах.
Слух о чудесных фресках разошелся далеко за пределы Падуи, и народ потянулся в капеллу дель Арена, чтобы воочию увидеть нечто неизвестное для себя. К тому же, в те времена фреска была новым видом в живописи, поэтому Джотто можно и в этой области назвать новатором.
Если рассматривать работы художника с современной точки зрения, они далеки от того реализма, к которому мы привыкли. Однако в контексте истории творчество Джотто стало настоящим прорывом, предтечей Ренессанса. Леонардо да Винчи писал, что «Джотто превзошел не только всех мастеров своего времени, но и многих художников прежних столетий…». А художник из Флоренции Ченнино Ченнини метко высказался, что художник «перевел искусство живописи с греческого на латынь, сделав его современным».