Древнеримские триремы

Какие были древнеримские триремы и были ли они вообще? Как меняются исторические взгляды.

1

В детской книжке «Книга будущего адмирала» прочитал следующее : «Главным кораблем римского флота оставалась так называемая трирема. Потом появились квадриремы-«четырехэтажные» и пентеры –«пятитажные».

И вспомнилась неновая уже статья, где разбиралась эта конструкция. В общем-то, все становится ясно, если мы возьмем чертеж ( а не красивый рисунок в изометрии) реальной галеры и надстроим два этажа. С каждым этажом длина весла растет и на третьем будет не меньше 25 метров. Чтобы весло не сломалось, диаметр его тоже должен увеличиться примерно до полуметра в самой толстой части. Если сделать его из легкой сосны, то весить оно будет 300 кг. Как долго и как быстро можно ворочать таким веслом?

2

Дальше. Гребцы должны действовать синхронно. Весла на всех этажах разные. Но как они могут грести с одинаковой частотой веслами разной длины и массы? А если на паре весел собьются, то сколько весел останется, а сколько переломается?

Галеры использовались до конца 18 века. Шведские, русские, турецкие. Есть чертежи, рисунки, некоторые подняты со дна. И все почему-то с одним рядом весел. В конце пятидесятых – начале шестидесятых в Голливуде снимали множество фильмов из античной истории (Спартак, Клеопатра и т.д.) и заказали для съемок трирему. Инженерам-профессионалам 20 века эта задача оказалась не по силам.

Разгадка не особо сложна. В древнегреческих текстах есть слова бирема, трирема. Но иллюстраций нет, толкового словаря нет. Однако сухопутный историк в своем кабинете не теряется и тут же придумывает значения этих слов –двухпалубный, трехпалубный. А реальные весла он не видел никогда и видеть, собственно, не хочет.

Вот фотография модели триремы,какой она всем казалась до 1980 годов, соответствует моему первому рисунку.

3

Это мой пересказ по памяти главы из книги бывшего военного моряка Г. Д. Костылева «Военно-исторические хохмы». Там есть не менее интересные главы о катапультах, таранах, греческом огне и прочих исторических «фактах», которые рассматриваются не так, как мы привыкли. И доказывается все не секретными документами и анализами, а только логикой и простой математикой. Всем советую.

А написав это, я еще порылся в интернете. И нашел эту фотографию.

4

Оказалось, что в 1987 г. вблизи древнего афинского порта Пирей был спущен на воду полностью восстановленный греческий военный корабль — трирема. При испытании нового корабля в открытом море команда из 170 гребцов различных национальностей, имеющих различную физическую подготовку, развила на “Олимпии”, (так назвали это судно) поистине спринтерскую скорость в 7 узлов (13 км/час). Длина корабля –36,8, ширина – 5,4 и высота (от киля до тентовой палубы) – 3,6 м. Полное водоизмещение – 45 т. Радиус поворота корабля при полной скорости оказался равным 1,25 длины его корпуса, или около 46 м.

5

Почему суждения профессионала-моряка вошли в такое разительное противоречие с действительностью? Г. Костылев не учел некоторых особенностей человеческой психики. Если вы желаете решить проблему, вы можете найти решение, если вы думаете, что решения нет, вы обязательно найдете доказательства этому. Роберт А. Уилсон в “Психологии эволюции” обсуждает эту особенность психики в терминах Думающий и Доказывающий. “Что бы ни придумал Думающий, Доказывающий это докажет”! По сути, Г. Костылев сделал самую трудную часть в анализе проблемы триремы – он указал на технические противоречия, которые не позволяют реализовать идею триремы. А как утверждается в теории изобретательства ТРИЗе – это основная стадия в изобретательской деятельности.

Действительно, тяжелыми веслами разной длины невозможно грести. Идея решения – радиусы окружности равны. Посмотрите, как эта идея реализована конструктивно

6

По Костылеву трирема должна получиться слишком большой и тяжелой. Но трирема строится без традиционного каркаса, она имеет то, что можно назвать несущей обшивкой. И трирема получилась вместительной, компактной и легкой. Сравните с конструкцией каравеллы.

7

Ну и общий вывод – убедительно доказать, к сожалению, можно что угодно. Но не факт, что это будет верно.