Вера Крыжановская родилась в 1857 году. Ее отец, генерал-майор, происходил из старинного дворянского рода Тамбовской губернии. В семье ценили и любили книги. С 18 лет девушка сама стала писать. А вскоре у нее обнаружилась еще одна способность. И в Западной Европе, и у нас в те годы увлекались спиритизмом. Вера оказалась очень сильным медиумом.
В 23 года она уехала во Францию, участвовала там, в спиритических сеансах и продолжала свои опыты в литературе. В 1899 году за роман «Железный канцлер Древнего Египта» Французская академия присвоила Крыжановской академическое звание и вручила орден Академических пальм. Позже Российская императорская академия наук также отметила другую ее книгу — «Светочи Чехии».
От любовных романов до фантастики
За три десятилетия писательской деятельности из-под пера Крыжановской вышло несколько десятков романов и повестей. Среди них были женские любовные романы, десять исторических романов (о Древнем Египте, Древнем Риме, эпохе Средневековья) и, наконец, цикл «оккультно-космологических» романов, как она сама их называла. Некоторые из этих книг можно с полным правом отнести к научно-фантастическому жанру. Собственно говоря, В.И. Крыжановская первой в России стала разрабатывать подобную тематику.
С1901 по 1916 год вышло пять самых известных ее космологических романов. Это «Эликсир жизни», «Маги», «Гнев Божий», «Смерть планеты» и «Законодатели». Конечно, с позиций сегодняшнего дня многое в сочинениях Крыжановской, написанных сто лет назад, кажется наивным. И вместе с тем ею затронуто много интересных тем, высказаны любопытные идеи. Так, едва ли не впервые в мировой фантастике описан метод телепортации как способ путешествия в космическом пространстве. Космические корабли, изображенные в романе «Законодатели», привлекли внимание профессора H.A. Рынина, автора капитальной «Энциклопедии межпланетных сообщений». В книгах романистки уже присутствует популярная в современной фантастике тема цивилизаторства (прогрессорства) — приобщения отсталых народов с других планет к вселенскому сообществу.
«Смерть планеты» (1911) — это в подлинном смысле роман-предупреждение. «Просто поражаешься, читая историю гибели человечества, — пишет литературовед Евгений Харитонов, — как точно писательница предугадала многие черты будущего (нашего настоящего), насколько верно предсказаны и детально описаны исторические моменты нашей родной страны — России: революция, разрушение храмов, диктатура, проблемы современной России!» Сама Вера Ивановна так объясняла свое видение будущего: «Да не подумают читатели, что автор писал под влиянием какого-то адского кошмара. Пусть взглянут они испытующим трезвым взором вокруг, и тогда ясно увидят зародыши всех ужасов, которые пышно расцветут в будущем».
В последнем ее романе «Законодатели» (1916) бессмертные маги странствуют во времени и пространстве. На космических кораблях они покидают гибнущую от экологической катастрофы Землю и отправляются в четвертое измерение к Новой планете, где человечество едва вышло из первобытного состояния. Маги переделывают аборигенов по своему образу и подобию и создают новое общество.
Заметим, что первые отечественные фантастические фильмы «Кобра Капелла» и «Болотный цветок» были сняты в 1917 году по романам Крыжановской.
Как она писала
Вера Ивановна всегда отличалась слабым здоровьем, однако ее литературная производительность была огромной. По свидетельству одного современника, творческий процесс у Крыжановской протекал весьма необычным образом: «Часто во время разговора она вдруг замолкала, слегка бледнела и, проводя рукою по лицу, начинала повторять одну и ту же фразу: «Скорее карандаш и бумагу!»… Голова ее слегка откидывалась назад, и полузакрытые глаза были направлены на одну определенную точку. И вдруг она начинала писать, не глядя на бумагу. Это было настоящее автоматическое письмо… Состояние транса продолжалось от 20 до 30 минут, после чего Вера Ивановна обычно впадала в обморочное состояние».
Писательница, впрочем, не скрывала имя духа, который диктовал ей оккультно-фантастические романы или, во всяком случае, мог именоваться ее соавтором. Это был английский поэт XVII века граф Джон Уилмот Рочестер. Его фамилию на своих книгах Крыжановская ставила сразу после своей. Мистифицировала ли она читателя, чтобы увеличить интерес к своим творениям, или сама верила в это — трудно сказать. Писала Вера Ивановна всегда по-французски. Написанное переводилось на русский язык и тщательно редактировалось иногда самим автором, иногда близким ей человеком. Крыжановская великолепно разрабатывала сюжет, а в исторических романах мастерски изображала соответствующую эпоху. Нередко создавалось впечатление, что она разбирается во всем этом лучше многих специалистов-историков.
Она видела будущее
Возможно, писательница обладала даром ясновидения. Во всяком случае, некоторые детали ее фантастических романов наталкивают на такую мысль. Говорили, что в начале 1890-х годов Крыжановская предрекла цесаревичу, будущему императору Николаю II, Ходынку в начале царствования и смерть от руки палача. В следующем, XX веке Вера Ивановна узрела «красную чуму». Романистка писала, что на нашей планете будет быстро меняться температура, и в третьем тысячелетии начнется новый Всемирный потоп. Утверждала, что в дальнейшем исчезнут многие болезни, но зато никакого спасения не будет от всякого рода психических эпидемий.
В начале XX века Крыжа но векую много читали в самых разных слоях общества. Российская критика, однако, оставалась к ней холодна. По мнению литературоведов, сочинения этого автора были чисто развлекательными, не поднимали больных вопросов.
Последние годы
После Октябрьской революции мужа Крыжановской арестовали, он погиб в «Крестах». Вере Ивановне с дочерью удалось выехать в Эстонию. Там писательница отчаянно нуждалась; не было ни времени, ни средств, чтобы заниматься литературой. Женщина устроилась на лесопильный завод в Нарве на тяжелую работу, хотя была уже далеко не молода. Скончалась Крыжановская в 1924 году. В Риге и Берлине ее произведения продолжали печататься вплоть до середины 1930-х годов. Так вот и получилось, что первый российский писатель-фантаст практически неизвестен современному читателю, хотя с конца 1980-х годов книги В.И. Крыжановской снова начали выходить на ее родине.