Акармара: кавказский город-призрак

Кавказская Припять, город-призрак – как только ни называют это странное место, расположенное в субтропиках Абхазии. Здесь так же, как и в чернобыльской зоне отчуждения, деревья прорастают сквозь окна и крыши, а в квартирах медленно ветшают старые вещи, брошенные хозяевами в большой спешке и с несбывшейся надеждой на скорое возвращение. А по улицам бродят одичавшие поросята, коровы и унылые собаки. Так что же тут произошло? Судьба Акармары весьма печальна и поучительна…Акармара: кавказский город-призрак

Акармара: кавказский город-призрак

Райский город в европейском стиле

После Великой Отечественной войны этот городок (а точнее – поселок, входивший в состав города Ткуарчал, бывший Ткварчели) создавался силами пленных немецких архитекторов, строителей, и именно поэтому он получился по-европейски монументальным и красивым. Многие здания выстроены в стиле неоклассицизма. Говорят, некоторые немцы даже остались здесь жить.Акармара: кавказский город-призракОчень скоро, помимо жилых домов, здесь появились школа, больница, рынок, дом культуры и даже санаторий. Поселок Акармара, расположенный в живописном, фактически курортном месте, считался элитным, и получить квартиру в нем было очень престижно.Акармара: кавказский город-призракЕще каких-то 30-40 лет назад в Акармаре кипела жизнь. Уютные улочки были заполнены людьми, из окон доносились музыка, оживленные голоса кавказских хозяек и детский смех. В 1980-х здесь проживали несколько тысяч горожан – в основном, это были семьи шахтеров, работавших на ткварчельских угольных месторождениях.Акармара: кавказский город-призрак

Они думали, что скоро вернутся

Увы, райскую жизнь поселка нарушил грузино-абхазский конфликт в начале 1990-х. Город Ткуарчал подвергался обстрелу более года. Мирные жители были вынуждены бросить свои дома и бежать. Они осели в более безопасных уголках страны – казалось бы, на время. Однако гражданская война затянулась, и когда в Акармаре снова наступил мир, возвращаться обратно, в пострадавший от снарядов и пришедший в запустение город уже никто не захотел.Акармара: кавказский город-призракВ заброшенных квартирах жилых домов лежат книги, одежда, детские игрушки, покрытые толстенным слоем пыли. На балконах вот уже почти 30 лет сушится белье, которое никто никогда не снимет. Здания медленно, но верно покрываются бурной растительностью – так же, как и в любом «городе мертвых».Акармара: кавказский город-призракВ Акармаре еще остались пара десятков жителей (это буквально несколько семей), и от этого становится совсем жутко. Одинокие фигуры на фоне полуразрушенных домов выглядят как призраки. Лишенные связи с «цивилизацией», они сами обустраивают свой быт – как могут.Акармара: кавказский город-призракИ если сам Ткуарчал в последние годы начал постепенно оживать (там продолжается добыча угля), то поселок Акармара так и остался «заброшкой», которую так любят посещать заезжие фотографы и ценители романтики опустевших городов и зданий.Акармара: кавказский город-призракКогда-то эти места можно было назвать здравницей, ведь рядом расположены целебные источники ткварчельской минеральной воды и сернистые источники (известные в царские времена как «Абаранские воды»). В прошлом веке сюда приезжали на лечение отдыхающие со всех уголков страны принимать радоновые ванны. В последние годы радоновые ванны по распоряжению властей стали восстанавливать, однако самой Акармары восстановление не коснулось.Акармара: кавказский город-призракГород очень напоминает Чернобыль – разве что архитектура пороскошнее и природа поживописнее – как-никак субтропики. Самое досадное и печальное – это то, что в столь красивом и благодатном уголке планеты, в отличие от Чернобыля, нет никакой радиации и можно было бы спокойно жить. Здесь могли бы работать учебные заведения, магазины, санатории, а во дворах – играть веселые ребятишки, приехавшие к бабушкам отдохнуть на лето. Только вот восстанавливать поселок ни у кого нет ни средств, ни желания.Акармара: кавказский город-призракТак и остается Акармара печальным городом-призраком среди райской природы – как живое свидетельство абсурдности и неразумности человеческих поступков.

источник